Найти тему

Если ответите на эти вопросы Гали Рахима, то сможете написать историю своей деревни

Прошлое деревни

1. Не находят ли в вашей деревне (в полях, на берегах рек, обрывах) останки древних животных (кости, черепа, зубы, рога)? Когда и где были сделаны такие находки? Какие кости были найдены? Кто их нашел? Где хранятся найденные останки? Что говорит народ об этих останках?

2. Не находились ли в отдельных местах во время пахоты каменные орудия труда (топоры, ножи, наконечники для стрел и др.)? В каких местах были найдены? Есть ли найденные вещи у деревенских жителей? У кого хранятся?

3. Есть ли места, в которых находят оружие и другие предметы, сделанные из бронзы? Есть ли найденные вещи у деревенских жителей? У кого хранятся? Находят ли в этих местах глиняные черепки?

4. Нет ли мест, где находят множество черепков и железных орудий? Что находят в этих местах? Точно указать места находок: в какой части деревни, на каком расстоянии от нее, на чьей земле?

5. Не находили ли в поле во время пахоты или в других местах сокровища, т.е. зарытые в давние времена старые деньги, золотые, серебряные монеты, украшения из золота и серебра (например, браслеты, кольца)? Когда, где и что было найдено? Кто нашел? Что сделали с найденными вещами? Если их продали, то кому? Не сохранилась ли у кого-то из жителей деревни какая-то часть из них? Не продали ли их музеям или собирателям старины из других мест? О каких ранее найденных сокровищах поговаривают в народе? Нет ли среди жителей вашей деревни кладоискателей, были ли они в прошлом? Находили ли они что-нибудь? Какие рассказываются в народе фантастические сказки, связанные с сокровищами и кладами?

6. Не встречаются ли у вас или соседних деревнях небольшие возвышенности, курганы, называемые в народе «мар», «уба», или такие, о которых говорят, что они появились из-за того, что «Алып-бабай вытряхивал лапти»? Какие сказки об алыпах (Алып-бабае, Алып-батыре) рассказываются в народе?

7. Есть ли в вашей деревни или окрестностях места, именуемые «кала тавы», «кала урыны», «йорт өсте», «иске йорт». Если есть, то нужно описать эти места и измерить их? Есть ли в этих местах насыпанные для обороны города валы, вырытые рвы? Нарисуйте их план. Что находят в этих местах? Находят ли там обожженные или необоженные кирпичи? Какова форма этих кирпичей? Не сохранились ли следы каменных построек, фундаменты? Распахивают ли эти места? Что находят во время распашки? Что говорят о найденных ранее предметах?

8. Не проводили ли ученые раскопки в этих местах? Что обнаружили во время раскопок? Не занимаются ли деревенские жители самостоятельными раскопками в этих местах в поисках сокровищ или с целью добычи камней? Что ими было найдено? Что случилось с найденными вещами? Куда делись выкопанные камни?

9. Нет ли в вашей деревни мест, называемых «черемисское кладбище» или «чувашское кладбище»? Какие поверья и суеверия связаны с этими местами? Сохранились ли в настоящее время какие-либо признаки того, что некогда это были кладбища?

10. Есть ли среди мусульманских кладбищ, кладбище, именуемое как «старое кладбище» (тат. «иске зиярат»), где сейчас уже не хоронят покойников? Если таких кладбищ несколько, то какие названия они носят? Какие из них считаются наиболее старыми? Почему они были заброшены? Имеют ли они ограждение? Какие поверья с ними связаны?

11. Нет ли рядом с деревней захоронений, именуемых «кладбищем святых» (тат. «изгеләр зираты»), «могилой праведников» (тат. «әүлияләр кабере») или родников, называемых «родниками святых» (тат. «әүлияләр чишмәсе»)? Есть ли специальные постройки на месте этих могил, родников? Когда, кем и по какому случаю они были возведены? Как к этим кладбищам и родникам относится народ? Приходят ли к ним для молитв и жертовоприношений? Кто, из каких мест и зачем приходит? Нет ли обычая оставлять на могиле еду, хлеб или деньги? Что рассказывает об этих могилах и похороненных там святых духовенство?

12. Есть ли на старых кладбищах или лежащих в поле древних надмогильных камней? На чьей земле они находятся, или как называют то место, где они лежат? Сколько всего таких камней? Сколько из них целых, сколько – разрушившихся? Для разрушившихся укажите количество обломков. Сохранились ли обломки или были утрачены? Какова длина, высота, ширина каждого камня? В направлении какой стороны света смотрит лицевая сторона камней? Нарисуйте план местности, где стоят камни и пронумеруйте на нем каждый из камней; описывая камни по отдельности, ведите запись под этими номерами.

13. Сохранились ли на камнях (спереди, сзади, по краям) надписи и орнамент? Сделаны ли надписи выступающими над поверхностью камня или выдолблены в ней? Хорошо или плохо (по причине деформаций или замшевелости) читаются надписи? Прочитайте надписи на камнях сами или попросите прочитать человека, который распознает написанное, и запишите текст, сохранив его орфографию и пунктуацию, строго в той же последовательности строк, что в самом тексте. При возможности, сфотографируйте сделанные на камне надписи и орнамент; если нет – нарисуйте.

14. Есть ли на новом кладбище древние камни? Сколько лет самым старым из них? Если есть очень древние камни (раньше XIX века), опишите их так же, как было показано выше; если возраст камней в районе ста лет, то перепишите только надписи, которые особо интересны своим содержанием (например, если на камнях имеются интересные зикры, или если это камни, имеющий отношение к известной исторической личности).

15. С каких времен, по рассказам стариков, существует эта деревня в данном месте? Была ли она во времена ханов? Не говорят ли в этой деревне или ее окрестностях о сражениях с русскими? Когда была основана деревня? Кем были ее основатели? Откуда они переселились? Кто были первыми поселенцами? Известны ли их имена? Какие рассказываются легенды, рассказы, связанные с основанием этой деревни?

Татарский ученый и писатель Гали Рахим (1892 - 1943)
Татарский ученый и писатель Гали Рахим (1892 - 1943)

16. Не проживали ли раньше на месте этой деревни другие народности (например, черемисы, чуваши)? Почему татары переселились в это место? Куда переселились изначально проживавшие здесь народы? Произошло ли это мирным путем или же между татарами и проживавшими здесь народами были столкновения? Если в этой деревне проживают разные народы, указать, поселились ли другие народы в ней в более позднее (чем татары) время, или же это потомки изначально жившего здесь народа?

17. Есть ли в окрестностях вашей деревни места, где раньше располагались старые деревни? Какие это деревни? Когда и по какой причине они исчезли? Куда расселились жившие в них некогда жители (куда переселились, к какой деревне присоединились или по каким деревням разошлись)? Сохранились ли на месте исчезнувших деревень кладбища? Нет ли там камней?

18. Нет ли в окрестностях вашей деревни русских деревень, на месте которых раньше стояли татарские деревни? Какие легенды о них рассказывают в народе?

19. Хранятся ли в народе древние родословные (тат. шәҗәрә)? К каким временам и каким местам, согласно легендам, восходят эти родословные (например, основатель такого-то рода с таким-то именем столько-то сотен лет назад переселился в эти места из Древнего Булгара)? Сохранились ли у жителей деревень их родословные? До какого колена они знают историю своего рода? По записанным родословным или по памяти? К кому они возводят свой род? Что рассказывают об основателях рода и о последующих поколениях (кто эти люди, в какое время и где жили и откуда и куда переселились)? Не отделяют ли от основного рода пришлые роды? В какое время, откуда и по какой причине они (пришлые) переселились в эту деревню? Если у народа сохранились родословные или имеется книга, в которой собраны родословные деревенских жителей, то следует переписать их, указав, у кого они хранятся.

20. Какие древние баиты находят в деревне (такие, например, как баит о взятии Казани, «Баит газиев города Булгара»)? Есть ли у кого-нибудь из деревенских жителей рукописи, различные документы, имеющие отношение к истории татар и, особенно, к истории самой деревни? У кого и какие рукописи и документы (или архивы) хранятся? Сохранились ли официальные архивы, имеющие отношение к органам управления деревни? В случае утери имевшихся в прошлом документов и архивов указать, куда они делись, как были потеряны. Не верят ли отдельные жители деревни в соответствии с какими-то имеющимися у них документами в то, что им когда-нибудь дадут землю? Если есть такие документы, то подробно описать их, и переписать в оригинальной орфографии, будь они на русском или татарском языках. Нет ли в деревне сохранившихся с давних времен предметов (оружия, одежды)? Если есть, то у кого они хранятся?

21. Нет ли сведений о том, что некогда народ этой деревни происходил от чувашей, черемисов, удмуртов или мокши, а впоследствии, принял ислам и отатарился? Или не ходят ли слухи, что, будучи изначально язычниками из числа татар, мишарей, башкир, впоследствие население деревни подверглись исламизации? Кто их сделал мусульманами? Не было ли в народе случаев сопротивления и противодействия исламизации?

22. Если деревня кряшенская, то в какое время происходило крещение народа? Как в такой деревне называют себя жители: «старокрещенцы» или «новокрещенцы»? Помнят ли (жители деревни) о том, что некогда были мусульманами? Было ли крещение насильственным или добровольным? Издревле ли обосновались на этом месте люди этой деревни или они пришли сюда из других мест и осели здесь после крещения? По какой причине они оставили насиженные места?

23. Не переходили ли люди этой деревни обратно в мусульманскую веру? В каком году они официально вернулись в ислам? Как к ним относились мусульмане из окрестных мест? Каким притеснениям на религиозной почве со стороны царского правительства ранее они подвергались? Были ли связанные с этим волнения, выступления против попов, властей? Были ли среди них приговоренные к тюремному заключению, сосланные на каторгу? Не сохранились ли баиты, связанные с этими событиями? Запишите эти баиты.

24. Из какого сословия происходят люди этой деревни (мурзы, князья, служилые, ясачные, лашманы, крепостные и др.)? Есть ли сейчас люди, говорящие о себе как о выходцах из рода ханов или как о потомках пророка Мухаммеда, или как о потомках мурз или князей? Какие легенды о древних ханах, князьях, мурзах, имеющие отношение к этой деревне, рассказывают в народе?

25. Были ли в прежние времена в этих краях помещики? Кто они? Не были ли люди этой деревни их крепостными? Каким притеснениям со стороны помещиков они подвергались? В чем состоял крепостной труд? Когда деревне была дана воля? Были ли выступления против помещика? Когда и по какому поводу? Были ли осужденные за эти выступления и отправленные на каторгу? Кто они?

26. Не забирали ли в древние времена людей из этой деревни в лашманы? В чем заключался труд лашманов? Что об этом рассказывают старики? Сохранились ли баиты о лашманах? В какое время упразднили лашманство?

27. Какие знаменитые богачи раньше жили в этой деревне? Насколько они были богаты, и что состояло их богатство? Владели ли они торговыми предприятиями, фабриками и заводами, землями, покосами, лесами, стадами? Где и чем торговали эти богачи (например, «бухарцы» (т.е. купцы, которые вели торговали в Бухаре. – М.И,), «китайцы» (т.е. купцы, торговавшие с китайцами), «урусчылар» (т.е. те, кто вел торговлю с русскими) и др.)? На каких ярмарках и в каких странах они вели торговлю? Водили ли они караваны в Среднюю Азию? Кто из них ходил караванщиком? Были ли у них дела в Казани? Какие дела? Кто работал у них (люди этой деревне, пришлые люди)? Как они относились к работникам и другим людям? Было ли у них передаваемое от поколения к поколению богатство? Какова история накопления этого богатства, его приумножения и потери? Остались ли в этой деревне или других местах их потомки? Каково их экономическое состояние сейчас?

28. Были ли у богачей этой деревни фабрики и заводы? Что на них производили (ситец, кумач, бязь, мыло, масло, кожу, бумагу и др.)? Каким способом, с использованием какой техники? Как было организовано производство: на дому (сырой материал доставлялся крестьянам) или на фабриках и заводах (нанимали рабочих)? Куда сбывали произведенную продукцию? В какое время в году фабрики работали, а в какие периоды они приостанавливали свою работу? Сколько человек трудилось на фабрике (заводе)? Были ли рабочие татарами, выходцами из других народов, или рабочий состав был смешанным? Нанимались ли на работу только мужчины или также женщины и дети? Какую работу выполняли мужчины, женщины, дети? В каких условиях жили и работали рабочие? Сколько часов в день они трудились, и как оплачивался их труд? Был ли у них выходной день? Были ли столкновения между хозяевами фабрик и заводов и рабочими? В какие годы? Какими были отношения между местным населением и рабочими фабрик и заводов? Случались ли между ними ли столкновения, драки? Если были, то по какой причине? Когда закрылись эти фабрики и заводы? По какой причине? Сохранились ли в деревне здания старых фабрик и заводов, их развалины или фундаменты? Сохранились ли дома прежних богачей? В каком году они были построены? Кто сейчас живет в этих домах, или какие организации располагаются?

29. Когда в деревне была построена первая мечеть? Не сохранились ли в народе предания о разрушении старых мечетей по распоряжению царского правительства? В случае, если в деревне есть несколько приходов, указать, когда выделились новые приходы? В связи с чем выделились? Когда и кем были построены существующие сейчас мечети? Сколько у вас мечетей, переоборудованных в клубы, школы?

30. Если в деревне есть церковь, то когда и кем она была построена? Кем изначально были первые священнослужители: русскими или кряшенами? Как народ относился к ним? С какого времени в церквях начались службы на татарском языке? Когда в деревне была основана школа? Кто в ней учительствовал? Где они (учителя) обучались? Были ли они выходцами из этой деревни?

31. Какие известные муллы жили в этой деревне? Где они учились (в Бухаре, джадидистском или кадимистском медресе)? Откуда они пришли в эту деревню? Жили ли в деревне ишаны? Не случалось ли конфликтов, скандалов между народом и муллами, муллами и ишанами или между самими муллами?

32. Было ли когда-нибудь в этой деревне известное медресе? Кто его основатель? Кто содержал медресе материально? Сколько шакирдов училось в медресе в период его расцвета? Откуда приходили шакирды? Каким наукам в медресе отдавали предпочтение (например, логике, каляму, фикху и др.)? Какие муллы, мударисы там преподавали? Какие знаменитости окончили это медресе? В какие годы медресе было закрыто? По какой причине? В случае, если оно не было закрыто, а подверглось реформированию, укажите, в каком году была реформа и как она проводилась? Что стало с медресе после октябрьской революции? Что случилось с его библиотекой (если таковая была)? У кого она хранится?

33. Как проходила в деревне борьба между джадидизмом и кадимизмом? Были ли джадидисты из богатых и мулл? Кто они и чем занимались? Как основная масса народа относилась к джадидизму? Когда была открыта первая новометодная школа, кто ее основал, и на чьи деньги она содержалась? Была ли школа для девочек? Кем она была открыта? Откуда набирались учителя для школ? Какое жалование они получали? Кто их содержал?

34. Было ли в деревне земское училище, в котором обучали на русском языке? Когда оно было построено и открыто? Как к этому относился народ? Сколько детей там обучалось? Кем были учителя?

35. Есть ли у кого-нибудь в деревне оставшиеся с давних времен библиотеки? Кому они ранее принадлежали? У кого сейчас хранятся? Сколько в этих библиотеках рукописей? В каком году и кем были написаны (переписаны) самые древние из них? На каком языке написаны эти древние рукописи, и какое название они носят?

36. Были ли в прошлом в этой деревне муллы, сами составлявшие книги и писавшие стихи? Кто это? Сохранились ли написанные ими произведения? Какие произведения сохранились? Были ли муллы (или другие люди), которые собственноручно переписали много книг? Были ли каллиграфы, люди делавшие надписи на надгробных камнях? Если были, то где хранятся их книги, на каких деревенских кладбищах стоят надгробия с их надписями?

37. Не было ли ранее в этой деревне волнений, смут, восстаний, войн? В каких волнениях принимал участие народ (например, в Пугачевском восстании, волнении башкир и др.)? Не было ли в деревне волнений, смут, известных как «борьба за веру»? (например, события 1878 года, события, связанные с переписью 1897 года)? В чем проявились эти волнения? Кто стоял во главе их? Как они подавлялись? Не приходила ли в деревню команда (войска), не было ли телесных наказаний, заключений в тюрьму, ссылки в Сибирь? Каков итог этих волнений?

38. Была ли в холерные годы в деревне холера? Что предпринималось для борьбы с холерой? Не было ли «холерных бунтов», случаев избиений и убийств докторов и фельдшеров? Какова причина этих волнений?

39. Не было ли в истории деревни массовых переселений, эмиграции в Турцию? С чем они связаны? Сколько семей и представители каких сословий переселились? Чем это закончилось? Не вернулись ли переселенцы обратно? В каком состоянии они вернулись?

40. Не грабили ли во время восстаний окрестных помещиков, не распахивали ли их земли, не косили ли их луга, не рубили ли принадлежащие им леса? Какие имения бояр и помещиков были разграблены? Были ли восстания крепостных против своих помещиков? Не устраивались ли народом грабежи богачей, погромы? По какой причине? Какому наказанию за это был подвергнут народ со стороны правительства?

41. Не участвовал ли народ этой деревни в грабежах помещиков во время революции 1905 года? Кого грабили? Что было в итоге?

42. Нет ли баитов, сочиненных в связи с народными восстаниями и посвященных их героям? Изучите и запишите их (героев) биографию, опишите их деяния?

43. Не было ли ссор, судебных тяжб, стычек из-за земли между народом этой и соседних деревень? По какой причине? Как происходили эти события, и долго ли длилась ссора? Не возобновились ли тяжбы в последнее время (особенно, после революции 1917 года)?

44. Какие бедствия случались в прошлом в этой деревне (голод, пожар, наводнения)? В какие годы были эти события? Сколько раз на памяти народа горела деревня? В какие годы? Какие посвященные этим событиям легенды и баиты сохранились в народе?

45. Какие были сочинены баиты по поводу трагических событий в жизни отдельных людей? Есть ли баиты, сочиненные по поводу послереволюциолнных событий (например, гражданской войны, вилочных восстаний)? Если есть такие баиты, запишите их.

46. Какие рассказываются фантастические рассказы, легенды о различных местах, людях и семьях (например, о различных горах, лесах, озерах, реках, драконе (тат. аждаһа), шурале, водяной матери ( тат. су анасы), убыр, урэк, людях и домах, к которым повадился бичура, шакирдах-пэри и др.)?

47. Как раньше в деревне отмечали народные праздники, сабантуи, джиены? Чем эти праздники отличались от современных? Что рассказывают об известных борцах на Сабантуях, прославившихся скакунах? Какие в народе существуют рассказы о живших некогда силачах и их удивительных деяниях?

48. Были ли до революции в этой деревне кооперативы, артели, кустарные производства? Если был открыт кооперативный магазин или организована товарищество, то кем? Продолжали ли они существовать после революции? Если закрылись, то почему?

49. Как народ жил в империалистическую войну? Сколько мужчин из деревни ушло на войну? Сколько погибло на войне? Сколько вернулось инвалидами? Кто во время войны выполнял сельскохозяйственные работы (женщины, пленные)? Какие баиты о германской войне, а также о более ранних войнах (турецкой, японской) были сочинены солдатами, призванными на службу из этой деревни?

50. Были ли во время империалистической войны военнопленные из числа жителей этой деревни? Сколько народа было в плену? Каков их возраст (новобранцы, запасники)? Были ли добровольно сдавшиеся в плен? В каких странах они находились в плену (Германии, Австрии, Турции)? Как они там жили? В каких концлагерях содержались? Не содержались ли они в специальных лагерях для военнопленных мусульман? Как к ним относились? Не подвергались ли они агитации со стороны Турции ко вступлению в военные части, составленные из пленных мусульман для сражения против России? Кто их агитировал? Чем заинтересовывали? Как к этому относились пленные? Чем занимались в плену выходцы этой деревни? Не занимались ли они какой-либо самостоятельной деятельностью? Чем? Не нанимались ли на работы? Где и на каких работах трудились? Нет ли среди вернувшихся из плена освоивших новую профессию? Используют ли они сейчас приобретенные профессиональные навыки? Каким образом? Не привезли ли они с собой какие-либо новшества в ведении сельского хозяйства (в земледелии, садоводстве, животноводстве)? Нет ли среди них женившихся на чужбине? Есть ли вернувшиеся со своими женами в родную деревню? Кто по национальности их жены? Нет ли среди бывших военнопленных освоивших иностранный язык (немецкий), умеющих разговаривать, читать и писать на нем? Нет ли людей, не возвратившихся из плена, оставшихся в чужих странах?

51. Не жили ли в этой деревне во время войны военнопленные из других стран? Сколько человек, какое время жили и у кого работали? В каких условиях их содержали и к каким работам привлекали? Не появились ли в деревне под их влиянием какие-либо нововведения в сельском хозяйстве? Как к ним относились деревенские жители? Нет ли среди пленных таких, которые после войны остались жить в этой деревне? Если есть, то чем они сейчас занимаются?

52. Как в деревне встретили февральскую революцию? Какие события были в этот период? Насколько сильным было влияние «Милли шуры» и «мусульманского комитета»? Избирались ли из этой деревни делегаты для участия в различных съездах и совещаниях? Как проходили выборы в Учредительное собрание? За какую партию проголосовало большинство народа?

53. Как в этой деревне проходила октябрьская революция? Не было ли грабежей окрестных помещичьих имений, захвата их земель?

54. Какие события были в деревне в период военного коммунизма? Не было ли противодействия продотрядам со стороны деревенских жителей? Были ли расстрелы? Кого расстреляли? Когда был организован комитет бедноты? Кто его возглавлял? У каких богачей было конфисковано их имущество, земли и дома? Какие организации разместились в их домах? Как проходила разверстка?

55. Были ли в деревне вилочные войны? Как они происходили? Кто стоял во главе их? Не случалось ли убийств, истязаний коммунистов, учителей и случаев других зверств по отношению к ним? Как было подавлено восстание? Кто и какое наказание понес?

56. Как деревня принимала участие в гражданской войне? Сколько людей добровольно записались в ряды Красной армии? Есть ли среди жителей этой деревни особо отличившиеся во время гражданской войны? Есть ли среди них удостоенные ордена Красного Знамени? Сколько людей из деревни участвовало в гражданской войне? Проходил ли фронт через деревню? Как народ относился к белогвардейцам (чехам, колчаковцам и др.)? Не было ли убийств красноармейцев? Не участвовали ли деревенские жители в сражениях против белогвардейцев на стороне красных? Были ли во время гражданской войны перебежчики на сторону белогвардейцев или присоединившиеся к отступающим частям Красной Армии и оставившие свою деревню люди? Не было ли во время наступления белогвардейцев убийств кулаками и муллами коммунистов, поддерживающих советскую власть бедняков, учителей, а также их выдачи белогвардейцам? Какому наказанию были подвергнуты эти люди (кулаки, муллы) после прихода красногвардейцев?

57. Как деревня пережила голод 1921 – 1922 годов? Что ел народ? Из чего пекли хлеб? Не ели ли кошек, собак? Были ли случаи людоедства? Сколько народа умерло во время голода? Сколько людей переселилось? Куда переселились? Сколько переселенцев вернулось обратно? Куда отправили детей, оставшимихя сиротами? Вернулись ли они потом обратно? Были ли беспризорные дети? Куда отправлялись в поисках хлеба? Сколько людей умерло от тифа? Сколько процентов населения переболели тифом?

58. Как жил народ после голодных лет? На сколько процентов уменьшилась численность населения? Сколько домов опустело? Какая часть земли после голодных лет осталась незасеянной? Спустя какое время деревенская жизнь вошла в прежнее русло? Не появились ли в деревне после голодных лет какие-либо нововведения, например, разведение огородов?

59. Как в в деревне происходила классовая борьба? Какие обусловленные классовыми противоречиями события происходили? Не было ли в связи с этим каких-либо преступлений? Как сейчас в деревне ведется классовая борьба? Как происходит борьба с кулачеством? Какие методы классовой борьбы используются деревенским активом, партийной и комсомольской ячейками? Были ли случаи активных действий кулаков против бедняков и советского строительства, установления в деревне социализма, коллективизации? В чем они проявились? Что было предпринято в связи с этим? Нет ли скрытого противодействия со стороны кулаков и религиозных элементов? Ведется ли ими скрытая агитация? Как ведется? Какие провокации ими устраиваются в среде бедняков и середняков?
Какую позицию в классовой борьбе занимают середняки? Были ли случаи вредительства со стороны кулаков и других враждебно настроенных элементов в отношении бедняков и колхозников? В чем они заключались и чем закончились? Что предпринимается в вашей деревни для «ликвидации кулачества как класса»? Сколько кулацких хозяйств было ликвидировано, а имущество передано колхозу? Что было изъято (скот, инвентарь, сельхозмашины, зерно, дом, надворные постройки) и на какую сумму? Есть ли среди оказавших противодействие кулаков, подкулачников и мулл сосланные, заключенные в тюрьму, расстрелянные?

60. Есть ли в научной литературе сведения об этой деревне? В каких книгах (например, в «Мустафадель-ахбар», «Асар» и др.)? В каких местах, на каких страницах? Какие статьи и сведения об этой деревни опубликованы в современной печати (особенно, в периодических изданиях)? В каких произведениях татарских писателей и поэтов описана ваша деревня? Верно ли описана? Не трудились ли в вашей деревне люди, которые стали прототипами для героев этих произведений? Кто эти люди, живы ли они еще? Каково отношение к вашей деревни написавшего о ней писателя?