Жизнь - это процесс перемен; в мою жизнь перемены приходят с юга. Десять лет назад поля покрылись весёленькими голубыми цветочками. Лён? Ага, как же. Цикорий! Теперь везде. На садовой дорожке смиренно сидит какой-то покалеченный кузнечик. Кузнечик? Да богомол же! Какие-то люди с юго-восточными лицами распахали бывшее колхозное поле и что-то свое странное там посеяли. Отовсюду лезет юг! Вот так и наши грибы.
Трудно сказать, когда я впервые обратил внимание на эти маслята - большие, плотные, коренастые. Может быть, вообще никогда - просто теперь, когда выяснилось о них что-то особенное, вспоминаю, будто всегда их как-то выделял из общей массы. Так или иначе, я всегда знал, что среди обычных наших сосновых маслят, зернистых и поздних, попадаются еще и немножечко другие. Какие-то усредненные. Окраска как у поздних, ножка как у зернистых, ни кольца, ни молочка, а сами крупнее чуть ли не вдвое, будто просуммировались количественные признаки. Удобно собирать.
Не могу сказать, что их бывало много. Как правило, не бывало. Но - в силу тех же количественных признаков - каждая находка шла за троих. Пока их было немного, дело было точно как с голубенькими цветочками в дичающем поле. Ну, лён себе и лён. Стало чуть больше, пригляделся - батюшки, да это же сплошной цикорий! С ума сошел.
Впервые маслята-мутанты заставили о себе задуматься в Ёлкино. Бывали в этом культовом урочище Воскресенского района, знаете его историю? Когда-то там добывали фосфориты. Открытым, что характерно способом. Стояли невыносимо огромные, как в кошмаре про инопланетных поработителей, шагающие экскаваторы, и рыли под себя. Нарылся вдоволь в одном месте, пару приставных шагов в сторонку - и рой себе дальше. Во второй половине прошлого века Ёлкино представляло собой марсианскую пустыню, утыканную жуткими трансформерами-абзетцерами.
А потом фосфориты взяли вдруг и кончились. А место осталось. И тогда на
него начали намывать песок, а на песок высаживать сосны. Пара десятилетий - и на месте марсианского кошмара встал молодой сосновый лес с примесью лиственницы (вот уж странно - где песок и где лиственницы!), а внизу - грибы. Искусственный биотоп, возведенный по вдохновению на месте рукотворной пустыни, послужил прибежищем для бесчисленных видов грибов. Сверху сосны, снизу грибы, посередине - грибники. Окрестности Ёлкино давно стали грибной Меккой Московской области. Но на спутниковой карте этот район до сих пор смотрится как один гигантский аммонит - карма, не иначе.
И вот тут-то, в юных сосновых дебрях, пройти мимо огромного гибридного масленка было уже совершенно невозможно. Нет, это не мелкая флуктуация, от которой можно отмахнуться - померещилось, дескать. Это уже полновесный феномен.
Оказывается, крупный гибридный масленок - никто иной, как масленок неокольцованный или рыжий (Suillus collinitus). Подобно многим сородичам, он вступает в симбиотические отношения с разными видами сосен, у нас - с обыкновенной нашей двухвойной сосной. От других обычных маслят отличается он довольно четко: масленок поздний (Suillus luteus) всегда с кольцом на ноге, а масленок зернистый (Suillus granulatus) выделяет из трубочек белые капельки экссудата. Ни тем, ни другим неокольцованный масленок не славен.
А еще его родина - солнечный юг. Средиземноморье, если быть точным. И его прирожденное дерево - сосна алеппская, она же иерусалимская, в наших краях просто невиданная. Что забыл в наших высоких широтах этот южанин? Как заставил потесниться исконных хозяев этих мест?
Оказывается, наш рыжий масленок - рекордсмен по эффективности лесотехнических работ! Другие маслята тоже способны помочь маленьким сосенкам сделать первые шаги в небо, но рыжий - это нечто особенное. Он один из грибов помогает лесовосстановлению на иссушенных почвах Средиземноморского региона, поддерживая союзное дерево и в жару, и в сушь. Там, где влаголюбивые маслята гибнут, бросая свое дерево на произвол судьбы, рыжий продолжает накачивать сосновый корень минералами и водой. Сам, что любопытно, в это время практически не плодоносит, отдавая подопечному все свои ресурсы. И лишь потом, когда партнер твердо встает на ноги, забирает своё.
Ёлкино прошлого века - это песок и ветер, это бесплодная пустыня. Ёлкино сегодня - бескрайние сосновые рощи. Трудно представить, как одно могло бы перейти в другое. Возможно, наш рыжий масленок внес в это чудесное преобразование решающий вклад. Интересно, нарочно ли подсадили лесотехнологи мицелий Suillus collinitus в посадочный материал, или просто "занеслося" вместе с саженцами? Кто теперь скажет. Важно, что оказавшись в привычных условиях, масленок совершил то, что совершает регулярно на своей исторической родине. А теперь, спустя десятилетия, пожинает плоды трудов своих - кажется, с каждым годом его там становится всё больше.
Вот так вот в жизни бывает. Хочешь иметь хороший биоценоз для плодоношения - приготовь себе его сам. Впрочем, не только себе. Искусственный, эклектичный, совершенно невероятный ёлкинский биоценоз стал домом еще для нескольких видов маслят, среди которых и природные жители северных болот. Только здесь, наверное, можно на одной полянке встретить и неокольцованный, и болотный масленок (Suillus flavidus). Страна чудес! Это как если бы на горном лугу возлегли бок о бок верблюд с тапиром.
Вот только все они там червивые, как собаки.
А вы сколько видов маслят собираете?