Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как самый большой колокол пытался занять свое законное место

Как известно, работы по изготовлению Царь-колокола начались по повелению Анны Иоанновны в 1730 году под руководством Ивана Моторина. Заканчивал работы сын Ивана Моторина Михаил – до 25 ноября 1735 г. сам мастер не дожил.

После завершения чеканки встал вопрос – как поднять махину около 202 тонн весом на колокольню? Над изготовлением подъёмника трудилась большая группа изобретателей, а к «освидетельствованию» моделей привлекались такие авторитетнейшие эксперты тех времен, как знаменитый механик Андрей Нартов и профессора Академии наук, незадолго до этого учреждённой, господа Эйлер, Бернулли и Лейтман.

Вопрос настолько будоражил российскую общественность, что обсуждался в трактирах по всей стране. Так об этом и узнал изобретатель Леонтий Лукьянович Шамшуренков, родом из Нижегородской губернии. Он придумал специальное устройство, названное им «снаряд». Военная коллегия в столице признала «оный снаряд к назначению пригодным» и вызвала изобретателя в Москву – «оному Шамшуренкову к подъему большого Успенского колокола сделать модель немедленно, под смотрением сенатского вахмистра». За два месяца он изготовил несколько моделей подъемных устройств и 27 октября 1736 года эксперты дали добро – «из тех присланных машин две, которыми колокол из земли вынимать и по земле тащить, признавались быть к подъему больших тяжестей удобными». В январе 1737 года Шамшуренков приступил к поднятию колокола.

Однако планам было не суждено сбыться - 29 мая 1737 года случился сильный пожар, известный под названием Троицкого (он случился в день Святой Троицы). Чтобы чудо литейного искусства, заключенное в строительные леса и находящееся на специальных подмостках, не расплавилось до основания, его поливали водой. Сохранить в полной сохранности Царь-колокол всё же не удалось – деревянные конструкции прогорели, и он рухнул обратно в яму. Всего насчитали на нем одиннадцать трещин. И один фрагмент на 11 с половиной тонн отвалился, правда современные исследователи считают, что не из-за пожара, а из-за нарушения технологии при отливке. Тем не менее, понимать колокол на колокольню стало бессмысленным, и 9 июня Шамшуренков был «того ради отпущен в дом свой».

Почти сто лет лежал колокол в яме – все попытки поднять исполина из неё оканчивались неудачей ровно до 23 июля 1836 года. Архитектор-француз Огюст Монферран разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для Царь-колокола, однако при первом подъеме колокол потащил за собой решетку, на которой он стоял в литейной яме. Оборвалось несколько канатов и подъем пришлось прекратить. После усовершенствования механизма, Царь-колокол всё же занял свое законное место. Хоть и не на колокольне. 42 минуты с небольшим при помощи 20 воротов и нескольких сотен солдат (700?) передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его подъем сопровождала (чуть не сказал «в последний путь») служба в Успенском соборе, завершившаяся одновременно с установкой Царь-колокола.

Вывод – не можешь затащить на одно законное место – измени законное место и затащи хотя бы туда.

Автор - Александр Горячев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2