Найти тему

ЧП с императором Александром II на железной дороге

Террористы «Народной Воли» стали ждать возвращения императора Александра II с семьёй с юга Российской империи в Санкт-Петербург, для совершения череды террористических актов на железной дороге по время прохождения императорского поезда.

Приготовление партии «Народная Воля» к покушению на жизнь императора Александра II именно на Юго-Восточной железной дороге, около Одессы, началось в начале ноября 1879 года. Участие в этом первом террористическом деле «Народной Воли» приняли: Колодкевич Николай Николаевич, Фроленко Михаил Фёдорович, Лебедева Татьяна Ивановна, Меркулов Василий Полиевктович, Златопольский Савелий Соломонович, Кибальчич Николай Иванович,Тихонов Яков Тихонович. Предполагалось произвести взрыв императорского поезда «посредством проведения гальванического тока к динамитному заряду, заложенному под полотно железной дороги». М. Ф. Фроленко устроился железнодорожным сторожем в 14 верстах от города Одессы. Мина была скрытно заложена. Но подрыв не состоялся, народовольцы через своих агентов узнали, что императорский поезд изменил маршрут, поехав через Александровск.

Императорский поезд.
Императорский поезд.

У народовольцев был предусмотрен такой вариант и поэтому ещё в начале ноября 1879 года в Александровск приехал, представляясь купцом Черемисовым, народоволец Андрей Иванович Желябов. Начались приготовления к покушению под Александровском, на 4 версте от станции по Лозово-Севастопольской железной дороге.Участники – руководитель Желябов А. И., исполнители: Кибальчич Николай Иванович, Якимова Анна Васильевна, Тетёрка Макар Васильевич, Исаев Григорий Прокопьевич, Гольденберг Григорий Давыдович, Окладский Иван Фёдорович, Пресняков Андрей Корнеевич, Тихонов Яков Тихонович. Желябов А. И. купил земельный участок неподалёку от железной дороги якобы с целью строить здесь кожевенный завод. Работая по ночам, Желябов и подельники просверлили дыру под железной дорогой и под полотно железной дороги положили цилиндры с динамитом и протянули проволоки.18 ноября 1879 года Желябов А. И. занял исходную позицию у железной дороги и, когда императорский поезд поравнялся с ним, попытался привести мину в действие, однако после соединения проводов взрыва не последовало: электрическая цепь имела неисправность.

Пришла череда основного, третьего по счёту планируемого покушения на железной дороге на жизнь императорской семьи. Приготовления террористов под Москвой начались ещё в начале сентября. Михайлов А. Д. получил поручение Исполнительного Комитета «Народной Воли» осмотреть на Николаевской и Московско-Курской железных дорогах подъездные пути, где и выбрать место, удобное для взрыва императорского поезда. Результаты осмотра он сообщил Исполнительному Комитету, который и остановился на том доме, который был куплен Сухоруковым (народовольцем Л. Н. Гартманом). Член Исполкома «Народной Воли» Ширяев Степан Григорьевич (1857-1881 гг.), с мая по сентябрь 1879 года занимался производством динамита. Осенью того же года технически инструктировал все покушения на императора и принимал участие в покушении под Москвой. Вместе с ним мину готовил Н. И. Кибальчич. Группа во главе с С. Л. Перовской, имела задачу заложить бомбу на Рогожско-Симоновой заставе, рядом с Москвой. Террористами, а именно членом Исполкома, сыном помещика Морозовым Николаем Александровичем (1854-1946 гг.), членом Исполнительного Комитета Михайловым Александром Дмитриевичем, Исаевым Григорием Прокофьевичем, Баранниковым Александром Ивановичем, Юрковским Фёдором Николаевичем, Гартман Львом Николаевичем, Арончик Айзиком Борисовичем в октябре - ноябре 1879 года был сделан подкоп под железнодорожным полотном. Террористы в подкопе под полотном железной дороги установили мощную мину. Террористы знали, что императорский поезд состоит из двух составов: в одном из которых находится Александр II, а во втором его багаж; состав с багажом на полчаса опережает состав с императором. Но в Харькове один из паровозов багажного состава сломался и первым пустили императорский поезд. Время прибытия двух императорских составов в Москву было назначено на 22 часа и 23 часа. Именно императорский поезд промчался мимо Рогожско-Симоновой заставы в 21 час 10 минут. Террористы,  не знавшие о перемене составов, пропустили быстро мчавшийся первый поезд, взорвав 19 ноября 1879 года мину в тот момент, когда над ней проезжал четвёртый вагон второго состава. Мину привёл в действие Гартман Лев Николаевич.

После провала этого покушения на железной дороге народовольцы приступили к разработке нового плана.

В моей книге "Священная Дружина. Антитеррор" показана история покушения на императора.

Ссылка на сайт.

Книга "Священная Дружина. Антитеррор", автор Черёмин А.А.
Книга "Священная Дружина. Антитеррор", автор Черёмин А.А.

Черёмин А.А. Книги по истории.