Приветствую Вас друзья! В наше время авиационная ракета является пожалуй основным видом оружия боевых самолетов и вертолетов. Однако первые попытки применения ракетного оружия в воздушном бою были сделаны более столетия назад.
И так - в разгаре первая мировая война. Обе стороны активно используют привязные аэростаты - летательные аппараты легче воздуха, для наблюдения за полем боя и корректировки огня своей артиллерии.
В корзине такого аппарата размещался наблюдатель с мощным биноклем, который по телефону сообщал на землю результаты стрельбы и докладывал ситуацию на поле боя. Как правило наблюдательные аэростаты поднимали достаточно высоко - примерно до 2000 м, а чтобы гарантированно обезопасить от пулеметного и артиллерийского огня противника они отстояли от передовой линии примерно на 5-8 км. Чтобы сбить "колбасу" (такое прозвище аэростаты получили за характерную форму) нужно было задействовать истребительную авиацию. Однако и пулеметная очередь не всегда могла быстро отправить воздушный шар на землю. Кроме того, пробоины от пуль можно достаточно быстро залатать и шар снова готов к использованию. Нужно было радикальное средство.
В начале 1916 года такое средство нашел лейтенант французского военно-морского флота Ив Гастон Ле Прие. Человек это был весьма неординарный. Выходец из семьи морского офицера он пошел по стопам отца и вступил в ряды ВМФ. Достаточно долго служил в Азии, увлекался водолазным делом, изучил японский язык до уровня который позволил ему стать военным атташе при французском посольстве в Токио, стал первым французом получившим черный пояс по дзюдо. Находясь в Японии, Ле Прие увлекся воздухоплаванием и в 1909 году в первые в Японии совершил полет на планере, который сконструировал и построил сам.
Вполне возможно, что знакомство с азиатской историей и культурой натолкнуло офицера на мысль использовать давно подзабытое оружие - пороховые ракеты, которые например в Китае были известны ещё в конце первого тысячелетия нашей эры. Он предложил использовать для борьбы с аэростатами ракеты устанавливаемые на самолете.
Конструкция ракеты была довольна проста: полая картонная трубка длиной около полуметра,начиненная 200 грамм черного пороха. В головной части монтировался конический деревянный наконечник с закрепленными на нем треугольником лезвиями. Сбоку к ракете крепилась длинная деревянная рейка — хвост, служившая для стабилизации в полете. Стабилизаторы при заряжании вставлялись в пусковые установки — простые металлические трубки диаметром 25 миллиметров, которые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов под углом к горизонту около 45 градусов. Пуск ракет осуществлялся при помощи электрозапала. Можно было дать залп как всеми ракетами сразу, так и производить попарные запуски. Прицеливание - как правило осуществлялось "на глазок", иногда использовали простейший рамочный прицел.
Принцип действия такой ракеты был прост: острый наконечник вспарывал оболочку, а горящий порох воспламенял водород, которым был наполнен аэростат. Заряд пороха в ракете выгорал на дистанции 100-150 метров, соответственно чтобы гарантированно уничтожить цель пилот должен был приблизится к шару максимально близко. Это грозило столкновением с баллоном при выходе из атаки.
Первая партия ракет была готова в апреле 1916 года и впервые были применены в битве под Верденом. Первыми ракетоносцами стали истребители Ньюпор-16. 22 мая 1916 года французские истребители буквально за несколько минут залпами ракет уничтожили 5 германских наблюдательных аэростатов.
Успешная атака пробудила интерес к новому оружию и через пару месяцев ракеты появились на вооружении английских и русских самолетов.
Позднее повезло и немцам: на их территории совершил вынужденную посадку один из союзных самолетов с ракетами на борту, что позволило германским специалистам изучить новинку и применить её у себя в авиации.
Первым германским летчиком, кто применил ракеты был лейтенант Рудольф Небель, который, в порядке эксперимента, оснастил свой истребитель Halberstadt D.II четырьмя трубчатыми пусковыми установками c сигнальными ракетами, по две на каждом крыле. Однажды защищая свой аэродром от налета 25 союзных самолетов, Небель пошел в лобовую атаку и открыл огонь ракетами с дистанции в 100 метров, чем привел одного из английских летчиков в замешательство и заставил приземлиться на немецкой территории. Через неделю после этого боя, Небель сбил неприятельский самолет, ухитрившись ракетой поразить его пропеллер.
В период 1916-1917 годов с обеих сторон ракетами были сбиты десятки аэростатов, появились даже свои "ракетные асы".
Однако у ракет Ле Прие было немало недостатков. Низкая точность стрельбы позволяла бороться только с неподвижными аэростатами, и то разброс достигал нескольких метров, по этому даже по неподвижной цели летчики часто промахивались. Попытки применить данное оружие против дирижаблей успеха не имели: ракетоносцы, отягощенные своим новым оружием, просто не могли набирать высоту, на которой можно "достать" летящий "цеппелин". Про эффективность использования по маневрирующим самолетам и говорить не стоит, так как повезло Небелю - это редкостная удача, которой было всего несколько случаев.
Ещё одним большим минусом было ухудшение летных данных самолетов-носителей: истребитель с ракетами, из -за возросшего аэродинамического сопротивления, а также веса металлических пластин, предохранявших полотняные крылья от возгорания при пусках ракет, существенно терял в скорости и не мог вести маневренный воздушный бой, поэтому при появлении в воздухе вражеских самолетов «борцам с аэростатами» приходилось отказываться от выполнения задачи и давать залп впустую, чтобы освободиться от лишнего груза и улучшить аэродинамику машины.
Поэтому как только в достаточном количестве появились фосфорные зажигательные пули, которые имели огромные преимущества, в первую очередь по дальности применения, о ракетах Ле Прие забыли. В 1918 году выпуск их был прекращен. И только в конце тридцатых годов авиационные ракеты возродились, но это было оружие уже совсем другого уровня.
Источники: В. Кондратьев "Полотняные ракетоносцы"/Журнал "Авиамастер" №6-2006, А. Шепс "Самолёты Первой Мировой войны. Страны Антанты" , В. Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны", материалы сайта Vikipedia
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!