Британия во времена правления королевы Виктории пережила настоящий бум "готической" литературы, основу которой составляли истории о призраках и привидениях. Воображение чопорных леди и благородных джентльменов буйствовало при одной мысли о сверхъестественном. Поэтому не удивительно, что именно эта эпоха подарила миру множество историй, которые будоражат умы и сердца до сих пор.
ДУХИ РОЖДЕСТВА
Вообще-то "Рождественская Песнь в прозе" - это только один из рассказов целого сборника новогодних произведений, которые "литературная звезда" викторианской Британии - Чарльз Диккенс издавал накануне Рождества несколько лет подряд. Всего таких рассказов вышло пять: "Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок за печкой", "Битва жизни" и "Одержимый".
Первая из этих историй сильно обошла в популярности все последующие. Настолько, что, вспоминая сегодня "Рождественские рассказы", мы, чаще всего, имеем ввиду именно поучительное жизнеописание Эбинезера Скруджа, который ненавидел Рождество.
Скаредный богачи и безжалостный кредитор был когда-то весьма добродушным малым. Выходец из бедной семьи, он решился открыть вместе со своим другом кредитную контору и со временем весьма преуспел: разбогател и построил роскошный дом. Вот только всех друзей и родных он растерял т. к. не ценил в этой жизни ничего, кроме денег.
И вот в одну из ночей накануне Рождества к Скруджу является дух давно почившего первого компаньона - Якоба Марли, он предупреждает былого приятеля о том, что в загробной жизни его ждет только ад, если, конечно, он не переменит своего поведения. Для «перевоспитания» Эбенизера в каждую последующую ночь его посещают три рождественских духа: прошлого, настоящего и будущего. К концу истории Скрудж меняется настолько, что пускается "во все тяжкие", раздавая свои деньги нуждающимся.
Имя Скруджа стало со временем нарицательным, а духи Рождества, как и приносимый ими ветер возможных перемен, прочно вошли в нашу жизнь и без них не обходиться добрая половина праздничных новогодних историй.
БЕЛАЯ ДАМА ИЛИ ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
"Как-то ночью они проснулись от криков сына: «Белая леди!». Но, как только они забежали в его комнату, призрак исчез. Мальчик рассказал, что призрак был в ярости, потому что он отказался отправиться с ней к ящику с золотом. Она не могла упокоиться с миром, пока его не отыщут. То же повторялось еще три ночи подряд, но когда мальчик стал спать с родителями, призрак исчез".
Эта история, якобы произошедшая году эдак в 1800 в замке Бленкинсопп в Нортумберлэнде. Она является ярким представителем целого сонма историй о Белой даме - таинственной леди, одетой в белое, чей призрак, блуждающий в сумерках или по ночам, можно было заметить едва ли не в каждом втором доме Великобритании мало-мальски похожем на замок.
Как правило у Белой дамы существовала конкретная и весьма трагическая история, связанная с предательством мужа или жениха и последовавшей за этим смертью. Художественный вымысел в этих историях благополучно перемешался с дохристианскими поверьями. Так, со временем образ Белой дамы перенял часть признаков банши (мистическое существо из ирландского фольклора) и благородная леди стала не просто посещать места своей прежней жизни, а возвещать смерть кого-нибудь из членов семьи, ныне живущей в доме.
Трагический образ прекрасной, девушки, преследуемой жестокой судьбой и подвергающейся целому сонму мало приятных испытаний, лег в основу романа Уилки Коллинза "Женщина в белом". Несмотря на то, что на почти шестиста страницах романа, нет ни одного привидения, это произведение стало практически квинтэссенцией всех историй о Белой даме, когда либо бытовавших на территории Великобритании.
Развенчать романтический культ, трагически погибшей и взывающей к справедливости девушки, не удалось ни романистам, ни научным специалистам. В большинстве деревушек Великобритании (и не только) вам и сегодня с радостью устроят тур по местам обитания Женщины в белом.
ЗАМОК ОТРАНТО
Анна Рэдклиф и Хорас Уолпол бьются за почетное звание первооткрывателей жанра викторианского готического романа. И, если быть хронографически точными, то Уолпол в этой битве побеждает. Его роман "Замок Отранто" вышел практически на четверть века раньше, чем стартовала писательская картера Анны Рэдклиф. "Замок Отранто" был впервые (пусть и анонимно) напечатан в 1764 году, тогда как самое первое произведение Анны (ныне не слишком широко известное) "Романтика леса" вышло в 1791 году.
Мрачное поместье и его загадочные обитатели, завывание ветра и коварные интриги, жестокий притеснитель и прекрасная, нуждающаяся в помощи, дева, - все эти приметы готического романа вы с легкостью найдете в произведении Хораса Уолпола.
"Замок Отранто" - это "Макбет" lite. Роман повествует о семейной истории феодала Манфреда. Домашний тиран унаследовал от своих жестоких предков не только состояние и скверный характер, но и фамильное проклятье. Много лет назад предок Манфреда убил своего соперника Альфонсо и завладел его имуществом, в которое и входил злополучный замок. Манфред пытается преодолеть проклятье и продлить принадлежность похищенного имущества себе и своему роду, но, спустя двести страниц и три убийства, замок рушится и справедливость восстанавливается. Земли достаются красавцу Теодоро (потомок Альфонсо) вместе с рукой и сердцем прекрасной Изабеллы. Собственно, призрак появляется на страницах романа лишь однажды - в трагический миг крушения древних стен.
Конечно вы едва ли найдете сегодня "Замок Отранто" на полках книжных магазинов. Его неловкое и запутанное повествование и картинный драматизм были рассчитаны на весьма наивных викторианцев, чьи впечатлительность и эмоциональность мы давно переросли. Но именно "Замок Отранто" стал тем ключиком, при помощи которого викторианская Англия открыла дверь в готическую прозу. Это знамя подхватили и прославили впоследствии сестры Бронте. Вот их-то романы с успехом переиздаются и экранизируются до сих пор.
ДЖЕК ПОТРОШИТЕЛЬ
Вообще-то Джек был не призраком, а вполне себе реальным преступником, который действовал в Уайтчепеле и прилегающих к нему районах Лондона во второй половине 1888 года. Его жертвами становились преимущественно "уличные бабочки", осуществлявшие в ту пору свой промысел в этих районах города. Количество реальных жертв Джека, равно как и личность преступника, так и остались не известными.
Славе Потрошителя способствовала не только невероятная жестокость, но и его поистине фантастическая скрытность. Несмотря на дежурные патрули и паническую бдительность, он продолжал не только убивать, но и писал множественные письма в газеты и департамент полиции. В город были стянуты полицейские едва ли не со всей Великобритании. И все же, Джек ускользнул. Убийства просто прекратились.
Благодаря тому, что убийца так и не был пойман, его образ из вполне реального стал со временем метафорическим и даже мистическим. Истории о закутанном в темный плащ призраке с ножом, стали появляться практически сразу же после того, как прекратились реальные убийства. Джек стал чудовищным призраком городских улиц, неотделимым от серых стен и тумана цвета горохового супа. Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз унаследовал не только жестокость Джека, но и его мантию мистицизма.
КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ
Сюжет одноименной сказочной повести Оскара Уайльда на первый взгляд предельно прост. Чопорные англичане продают свой некогда родовой замок семье американского магната Отиса. Новых владельцев совсем не пугает, что не все былые обитатели покинут замок - в нем останется жить привидение. Как оказалось впоследствии - ему же хуже.
Новые обитатели - атеисты и скептики, их не испугать лязгом цепей или драматичными завываниями ветра по ночам. Только чувствительная Вирджиния - дочь магната отваживается подружиться с заунывным привидением и помогает ему обрести вечный покой.
Искрометный юмор Оскара Уайльда делает эту тривиальную историю одновременно и уморительно смешной и наивно трагичной. События, разворачивающиеся на территории замка после его продажи, похожи на настоящий буллинг. Только теперь не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, словно выживая его из родного дома. Но эти события только подготавливают читателя к главному открытию - к тому, что с "чудовищем" можно подружиться.
Вирджиния стала первой из целой плеяды книжных героинь, которая отважилась подружиться с представителем потустороннего мира. Дружелюбное привидение Каспер - далекий потомок сэра Саймона де Кентервиля.