Найти тему
Андрей В.

Медицинская эвакуация в арктических условиях

Стратегические интересы страны в Арктике обусловливают необходимость организации системы медицинского обеспечения в данном регионе (Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко, 2015). Сложные климатические условия могут негативно повлиять на работоспособность специалистов, выполняющих свои профессиональные обязанности.
Арктика – прилегающая к Северному полюсу полярная область, с юга ограниченная Северным полярным кругом. Боковыми границами секторов являются меридианы, а вершиной – Северный полюс. Площадь Российского сектора около 9 млн кв. км (Казначеев В.П., 1980).

Граница Арктической зоны РФ
Граница Арктической зоны РФ

Особенностью физико-географических условий Арктики является недостаточная солнечная радиация, низкая температура, частый ветер, необычный фотопериодизм (полярные день и ночь), повышенная влажность воздуха в теплый и переходный периоды года, пониженная влажность воздуха в морозные дни, неустойчивая и повышенная геомагнитная напряженность, повышенная радиация и др. (В.А. Сотников, И.И. Олесов, П.С. Аргунова, 2012).
Организм людей, проживающих (постоянно или временно) в условиях Арктики, оказывается в необычной среде, определяемой суровыми природно-климатическими условиями, несбалансированным питанием, своеобразным составом питьевой воды, зачастую слабо развитой инфраструктурой (В.А. Сотников, И.И. Олесов, П.С. Аргунова, 2012).

Всё это отражается на функциональном состоянии организма человека, его работоспособности. В этих условиях нарушается, привычная для человека, годовая и суточная цикличность. Нарушение чередования дня и ночи затрудняют поддержание привычного суточного ритма труда и отдыха. Появляются бессонница ночью и сонливость в рабочее время. Физиологические резервы организма постепенно истощаются, развиваются вялость и апатия. Особенно неблагоприятна в этом отношении полярная ночь. Могут появляться жалобы на повышенную утомляемость, ухудшение аппетита, другие неврастенические симптомы, снижается работоспособность (Казначеев В.П., 1980).

Основной климатической особенностью Арктики является низкая температура. Среднегодовая температура воздуха не поднимается выше нуля. Особую суровость арктическому климату придаёт сочетание низких температур с сильными ветрами, что повышает охлаждающий эффект внешней среды. По этой причине в структуре заболеваемости преобладают отморожения, переохлаждения и простудные заболевания. При очень низких температурах воздуха может развиваться синдром ознобления легких, проявляющийся тяжелой формой бронхита или даже отёка легких. Отмечаются заболевания трофическими конъюнктивитами, вследствие переохлаждения слизистой глаз и травмирования ее частицами льда и снега. При высокой освещенности и большой яркости снежного покрова, весной и летом возможно развитие снежной офтальмии. Поэтому, начиная с марта, рекомендуется иметь солнцезащитные очки. В свою очередь, в период полярной ночи, отсутствие инсоляции приводит к нарушению эндогенного синтеза витамина Д и нарушению фосфорно-кальциевого обмена (Казначеев В.П., 1980).

Особую проблему в условиях Арктики представляет поддержание водно-солевого обмена, который может нарушаться вследствие учащения диуреза. Кроме того, усиленное потоотделение при работе в тёплой одежде, потеря влаги из-за сухости воздуха, способствуют появлению полярной жажды, а использование талой воды, бедной минеральными солями, может привести к обезвоживанию организма.

По мнению Казначеева В.П., в Арктическом регионе не выявлено каких-либо специфических заболеваний, характерных только для этих районов. В плане специфических заболеваний в Арктике обычно рассматривают патологические состояния, связанные с воздействием на организм человека холода. Они разнообразны и включают как относительно неопасные – обветривание лица и губ, заболевания верхних дыхательных путей, так и тяжелые клинические случаи – отморожения и общее переохлаждение.
Другие авторы обращают внимание на специфические состояния: «циркумполярный гипоксический синдром» (Бойко Е. Р., 2005); «полярная одышка» (А.А. Благинин, А.В. Вислов, И.Н. Лизогуб, 2015); «синдром полярного напряжения» (Казначеев В.П., 1980); «полярный адаптивный метаболический тип» (А.А. Благинин, А.В. Вислов, И.Н. Лизогуб, 2015) и другие состояния.

Как показали исследования, выполненные в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, целый комплекс неблагоприятных арктических условий, при включении адаптационных механизмов, снижает физиологический потенциал основных систем организма. В периферической крови отмечается лейкопения, снижение эритроцитов и гемоглобина, повышение СОЭ (А.А. Благинин, А.В. Вислов, И.Н. Лизогуб, 2015).  
Пребывание в условиях Арктики приводит к напряжению физиологических систем кровообращения и дыхания, которые, однако, не выходят за границы физиологической нормы, а изменения общеклинического анализа крови, как правило, восстанавливаются в течение 1-2 месяцев (А.А. Благинин, А.В. Вислов, И.Н. Лизогуб, 2015).
По мнению другого автора [9] развитие гипертонической болезни и ишемической болезни сердца можно, в ряде случаев, связать с процессом адаптации, так как в арктических условиях повышаются артериальное давление и сопротивление сосудов.
Организация медицинской эвакуации в Арктике усугубляется слабым развитием дорожной сети для наземного транспорта, сезонным использованием водного транспорта, отсутствием или слабым развитием железных дорог, наличием труднодоступных населенных пунктов (Турчинский В.И., 1979).

Эксплуатация транспортных средств и оборудования при низких температурах связана с интенсивным охлаждением механизмов, агрегатов, что, в свою очередь, затрудняет пуск двигателей, уменьшает надежность, ухудшает экономичность, усложняет техническое обслуживание. В условиях низких температур, снежных заносов, сильных ветров управление авиационным транспортом усложняется. Поэтому лётчик, для полётов в арктических условиях, должен иметь соответствующую квалификацию и допуск. (Турчинский В.И., 1979).

Российский вертолет Ми-8АМТШ-ВА (арктический вариант) способен выполнять полёты при температуре воздуха ниже -40° С. По данным В.А. Сотникова [8] неплохо себя зарекомендовал Ми-8МТВ, который выполнял полёты при температуре воздуха  -45° С.

Арктический вариант - Ми-8АМТШ-ВА
Арктический вариант - Ми-8АМТШ-ВА

Таким образом, в ходе медицинского обеспечения лиц, в условиях арктического региона, следует учитывать адаптационные изменения со стороны органов и систем. Проведение медицинской эвакуации в условиях Арктики целесообразно осуществлять авиационным транспортом, а это возможно лишь при наличии высококвалифицированных лётчиков и подготовленного к арктическим условиям авиационного транспорта. В качестве санитарного транспорта целесообразно использовать модификации вертолёта Ми-8, предназначенные для эксплуатации в арктических условиях.

Полный текст статьи

Наука
7 млн интересуются