VI век до нашей эры исследователи называют периодом формирования письменности. Считается, что первое рекламное объявление было написано именно в это время. Правда, люди размещали свои объявления непосредственно на стенах. Жители античных городов нацарапывали рекламные тексты на стенах домов и храмов. Эти надписи получили название граффити.
Археологи находили объявления с самыми разнообразными рекламными текстами:
Например:
«Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сарикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи».
Очень энергично рекламировались термы (античные бани, отличавшиеся большими размерами и богатой отделкой) – любимое место отдохновения римских граждан.
«Термы Марка Красса Фруги: морская вода и купанье; пресная вода. Вольноотпущенник Янурий».
Другое граффити предлагает снять виллу:
«Виллу – хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к рабу такому то …».
Далее следует рисунок, дающий представление о добротности рекламируемого жилья.
В античности формой распространения письменных объявлений были также папирус, пергамент и восковые таблички.
В Британском музее хранится папирус, где запечатлен текст, связанный с продажей раба:
«Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую вам его воздержанность в пище, честность и покорность».
Объявления на Руси
На Руси прообразом рекламных объявлений стали народные картинки – лубки.
Лубок — это разновидность графического произведения искусства в виде отпечатанного на бумаге оттиска. Отпечатанные с досок несколько сот черно-белых оттисков отдавались другим артельщикам для раскраски. Изначально лубки были юмористическими, но позднее приобрели и рекламный характер.
Во времена Петра I лубки стали использоваться для широкомасштабной популяризации табака и пропаганды прививок против оспы.
На листках пропагандирующих табак изображалась компания из восьми человек с довольными лицами.
И подпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».
Листки призванные уменьшить опасность эпидемии оспы пропагандировали необходимость прививок и пользовались богатым набором рекламных средств. На одной из картинок изображены были две крестьянки: одна здоровая, румяная, пригожая, другая - обезображенная оспой. К подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек.
Далее идут стихи:
«Какой позор рябым, уродивым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся и как от них бегут,
Товарищами их в игрушки не зовут,
С уродами ж играть как будто все боятся
И так спешат от них скорее прочь убраться».
Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы. Лубки входили в каждый дом – от царских палат до убогих крестьянских изб.
В наше время напечатать объявление стало намного быстрее и проще
Можно это сделать даже у себя дома. При больших тиражах дешевле напечатать рекламное объявление в типографиях.
Можно отпечатать объявления по-старинке на офисной бумаге при помощи ризографа, в этом случае:
- при тираже от 200 до 1000 объявлений формата а5 цена составит 0,75 руб.
Но все чаще люди стали прибегать к объявлениям, отпечатанным на рулонной самоклейке. На такой бумаге с уже нанесенным клеевым покрытием еще печатают этикетки. Так гораздо проще не применяя клей, приклеить объявление к любой поверхности.
Цена объявлений размером 110 * 80 мм в рулоне с уже нанесенным клеевым покрытием:
- при тираже 1000 шт - 4,47 руб за шт.
- при тираже 2000 шт - 2,72 руб за шт.
- при тираже 5000 шт - 1,67 руб за шт.
- при тираже 10 000 шт - 1,32 руб за шт.