Найти тему
Авиадятел

Авиационное происшествие. Окончание.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКА АП
Через несколько лет после этого случая, я услышал рассказ об этом происшествии из уст непосредственного участника событий, командира самолёта. Валера, парень с юмором, рассказал нам эту историю так, что всё воспринималось не иначе, как кинокомедия. Так что постараюсь этот рассказ передать от его лица.
…В общем, тренировались мы, тренировались... Первую группу тренируемых высадили, дозаправились, ещё ночные заходы надо со второй группой отлетать. Сделали заходов пять в ночном небе, а тут Ростов туманом накрыло, погода ниже минимума. Надо на запасной уходить, в Краснодар. Напрямую на Краснодар нас не пустили, по трассе, направили через Егорлык, Тихорецк, Усть-Лабу. Ну, летим себе. Правда привода (наземные приводные радиостанции) работают неустойчиво, ночной эффект сказывается, да и статика в облачности сильная, тоже сильно мешает. По расчёту доложили, что проходим Егорлык, диспетчер подтверждает, теперь Ростову доложим пролёт Тихорецка, и на связь с Краснодаром (а в это время самолёт фактически находится уже восточнее Егорлыка, и после разворота летит не на Тихорецк, а в сторону Ставрополя).
Что-то стрелка радиокомпаса болтается, наверное, Тихорецк пролетели, да и по времени пора. Доложили, Ростов подтверждает, что мы над Тихорецком, перешли на связь с Краснодаром. Диспетчер Краснодара тоже подтверждает Тихорецк и разрешает снижение на Краснодар. Снижаемся, и вдруг на трёх тысячах метрах теряем радиосвязь. Глухо, как в танке, Краснодар не отвечает. Что требует НПП в таких случаях? Набрать  высоту. Набрали. Связь есть, но Краснодар нас на локаторе не видит. Странно, вот же он, впереди, светится через облачность (на самом деле это Ставрополь). Вот уже и красные лампочки аварийного остатка топлива загорелись. Недолго осталось небо бороздить. Предлагаю проверяющему, командиру эскадрильи, давай включим сигнал бедствия системе опознавания, еле уговорил. Всё равно не видят. Это уже совсем погано, топлива уж совсем мало на борту. Опять снизились, и опять потеряли связь. Мамочка, где мы? Фу, Слава богу! На аварийной частоте вызывает Тихорецк, вояки, дали пеленг и удаление, мы совсем рядом, должно хватить топлива до Тихорецка.
Кто же знал, что вояки на сорок километров ошиблись. Вдруг, где-то на высоте полторы тысяче метров движки вырубились. Всё, керосин кончился. Придётся садиться ночью, непонятно где, вдруг повезёт. Отправили бортмеханика и двух тренируемых в хвост. Там уж точно должны уцелеть. Командир и меня хотел отправить, но я отказался, глядишь, чем помогу. Свистим в тишине и темноте к земле, фары включили, пока ни хрена не видно, ещё и дождь идёт.

Мама родная, да мы на сад садимся! Ну, Господи, пронеси между деревьями!
В общем, очнулся, когда ребята из хвоста добрались в кабину и начали нас вытаскивать наружу. Уложили нас на оторванное левое крыло и начали оказывать первую помощь.
Оказывается, среди нас есть крупные спецы по оказанию первой медпомощи. Врачи потом удивлялись, как, из подсобных материалов, в темноте и под дождём, можно сделать такую лангету на сломанную ногу. Лежу себе под дождём, голова просто раскалывается, нога болит ужасно, это-то понятно, открытый перелом. А вот голова, видать хорошее сотрясение заработал. Временами так погано, что отключаюсь. В один такой момент, открываю глаза, танки идут… Закрыл глаза, ну, Валерик, всё, крыша поехала…, отлетался А вот сейчас опять глаза открою, если танков нет, значит всё хорошо.
Открыл. А танки всё ближе, вот подъехали вплотную, танкисты вылезают, подходят. Ну, мужики, какая помощь нужна?
Офигеть! Это оказывается, их послали на поиск и спасание, а то по этой местности, после дождей никакая техника проехать не может. А по аварийному оповещению почему-то сообщили, что упал Ил-18 с сотней пассажиров. Надо срочно спасать. Так что нам ещё и повезло. Так бы к нам ещё долго добирались.
Вот такое АП.

Авария Як-40 Северо-Кавказского УГА близ Тихорецка
  Тип происшествия:  авария
Дата:  31 октября 1979 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, 43 км от Тихорецка
Тип ВС:  Як-40К
Регистрация ВС:  СССР-87948
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО

Описание
    Экипаж 78 летного отряда выполнял тренировочный полет по приборам ночью в облаках с а/д Ростов-на-Дону (с целью тренировки двух командиров ВС). В состав экипажа входил пилот-инструктор (общий налет 11329 часов, в должности 3393 часа). В процессе полета погодные условия в а/п Ростов ухудшились и стали ниже установленного минимума.
    В связи с ухудшением метеоусловий, при выполнении восьмого захода на посадку по системам ОСП и РСП, в 17:39 экипаж принял решение следовать на запасной а/д Краснодар. Остаток топлива на борту в момент принятия этого решения был на 2 часа 30 минут полета.
    При полете в Краснодар экипаж потерял ориентировку и на ДПРМ аэропорта не вышел. В течение часа экипажем и диспетчером УВД а/п Краснодар не было принято никаких мер по обнаружению и выводу самолета на аэродром посадки. В 19:50 командир экипажа доложил об остановке двигателей и производстве вынужденной посадки вне аэродрома.
    Организованными поисками самолет был обнаружен в 43 км от г. Тихорецк частично разрушенным. Пилот-инструктор и КВС получили травмы. Остальные члены экипажа невредимы.
    Расследованием установлено, что экипаж анализа метеорологической и навигационной обстановки по маршруту и в районе аэродрома посадки не знал, средства радионавигации и комплексное самолетовождение не использовал, при потере ориентировки проявил растерянность, действовал неграмотно.
    Управление полетом со стороны диспетчеров НВП РЦ а/р Ростов-на-Дону и ДПП а/п Краснодар осуществлялось неудовлетворительно. Не зная фактического местонахождения самолета, они давали ложные подтверждения пролетов контрольных пунктов обязательных докладов. Диспетчер ДПП, не определив места самолета, разрешил снижение с 5100 м до 1800 м для захода на посадку при фактическом нахождении самолета вне трассы (230 км восточнее Краснодара).
    После выработки топлива и остановки двигателей экипаж произвел вынужденную посадку вне аэродрома, в процессе которой самолет столкнулся с деревьями и получил значительные повреждения.
Сведения о пострадавших
  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле 0
Всего погибших 0
Подробные сведения.
Выводы комиссии, расследовавшей АП .    Причиной авиационного происшествия является полная выработка топлива из-за потери ориентировки экипажем вследствие неудовлетворительной организации тренировочных полетов в 78 летном отряде Ростовского ОАО и УВД в Ростовской и Краснодарской зонах.
    Происшествию способствовали наличие серьезных нарушений в организации летной работы и обеспечении безопасности полетов в 78 ЛО. В нарушение требований п. 4.3.6 НПП ГА-78, предполетная подготовка с экипажем не проводилась. Задание на полет не оформлялось. Методический план летной тренировки не составлялся.
    Командир 78 ЛО и командир авиаэскадрильи самоустранились от организации и проведения тренировочных полетов в сложных метеоусловиях, допускали упрощения в летной работе.