Последняя дуэль в истории русской литературы произошла между Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилевым в 1909 году. Время стремительно менялось - на смену жалким осколкам романтики 19 века приходило страшное и суровое время - 20 век. И тем интереснее эти полтора десятилетия, время, когда столкнулось старое и новое. Новое, конечно, победило. А старое должно было уйти. Но все же оно оставило после себя флер чего-то таинственного и прекрасного. А как еще относиться к той эпохе, проникнутой мистикой и мистификациями, авантюрами и далекими странствиями? Свой вклад в дух времени внесла и загадочная Черубина де Габриак, поэтесса, которой не было.
Итак, последняя дуэль состоялась в 1909 году. Причина ее имела свое имя - Черубина де Габриак.
Под этим несколько вычурным псевдонимом скрывалась небогатая и некрасивая женщина с трагической судьбой, которая умела писать стихи. Елизавета Дмитриева, Лиля, как звали ее домашние.
Детские годы Лили были сущим кошмаром.
Родилась она в 1887 году в семье бедных дворян. Ее отец рано умер от чахотки, болезнь передалась и дочери. Долгие годы девочка была прикована к постели. В 9 лет чахотке прибавилась дифтерия. В результате осложнений Лиля на несколько месяцев ослепла.
«Она была хрома от рождения и с детства привыкла считать себя уродом. В детстве от всех её игрушек отламывалась одна нога, так как её брат и сестра говорили: «Раз ты хромая, у тебя должны быть хромые игрушки».
Брат Дмитриевой был эпилептиком и наркоманом, он издевался над Лизой и ее сестрой, заставлял их сжигать вещи в жертвенных ритуалах. Однажды даже кинул в печь собаку, которую едва удалось спасти.
«Он [брат], когда мне было 10 лет, взял с меня расписку, что я 16-ти лет выйду замуж, у меня будет 24 человека детей, и я всех их буду отдавать ему, а он их будет мучить и убивать».
Когда Лиле было 11 лет, от заражения крови умерла ее беременная сестра. Не в силах вынести потерю любимой, в тот же день на глазах девочки застрелился и муж сестры.
После смерти старшей дочери мать начала сходить с ума, страдая манией преследования.
Когда Лиле было 13, воспользовавшись ее беспомощностью, ее изнасиловал "друг" ее матери. Мать Лили позже обвинила ее в произошедшем.
Действительно ли на жизнь девочки пришлось столько испытаний? Не слишком ли много трагедий для одного человека? Об этом спорят до сих пор, и многие утверждают, что большая часть - лишь штрихи к образу, который создавала себе Лиля. Некрасивая девочка, которой хотелось подчеркнуть свою уникальность, выделиться среди других. И в этом она вполне преуспевала.
Елизавета Дмитриева окончила Императорский женский педагогический институт, знала несколько иностранных языков, была специалистом по средним векам, старофранцузской и староиспанской литературе. Какое-то время жила в Париже, где и познакомилась с Николаем Гумилевым.
Важнее, пожалуй, встречи с Гумилевым, стала для нее встреча с Максимилианом Волошиным, поэтом, переводчиком, масоном. Человеком, который не хотел скучно жить. С Лилей их объединяли не только чувства и дружба, но еще и желание сделать так, чтобы о них говорили. Так и появилась на свет Черубина, женщина-тайна, месть редактору журнала "Аполлон" Сергею Маковскому.
Маленькая месть была задумана неспроста. Говорят, когда Лиля решилась опубликовать свои стихотворения под своим именем и принесла их Маковскому, тот не впечатлился. Маленького роста, хромая и очень некрасивая Лиля на романтическую героиню совсем не тянула.
"Ну, что же, будет вам героиня", - подумала Лиля. И вместе с Волошиным придумала образ:
Графиня, дочь иностранца и русской, ревностная католичка, получившая воспитание в монастыре. Очень богата. Отец и слуги следят за ней, не отпуская, не давая свободы. Но гордая и страстная ее натура жаждет великих свершений. Она готова стать монахиней, замолчать навсегда, не писать...
Издателю журнала "Аполлон" были посланы письма и стихотворения:
"Написаны они были изящным почерком на бумаге, пропитанной духами. Листки были проложены бутонами засушенных цветов. Обратного адреса поэтесса не оставила".
Маковский был восхищен таинственной и прекрасной испанкой, чьи дивные строки трогали душу. Стихи были изданы и очень быстро получили признание общественности...
В конце 1909 года обман раскрылся, оставив горькое послевкусие у всех участников мистификации. Маковский назначил Черубине встречу, впечатления от которой описал так:
"...в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы?"
После разоблачения разразился скандал. Страшно злился Николай Гумилев, который не был посвящен в маленькую авантюру Дмитриевой-Волошина. Особым ударом стала для него связь Лили, которая отказалась статье его женой, предпочтя Максимилиана, который был на десяток лет старше.
«Я узнала, что M. A. любит меня, любит уже давно — и к нему я рванулась вся, от него я не скрывала ничего. Он мне грустно сказал: «Выбирай сама. Но если ты уйдешь к Гумилеву — я буду тебя презирать»».
«Мне все казалось: хочу обоих, зачем выбор!»
Разочарованный Гумилев грубо высказался о Дмитриевой. Волошин вступился за ее честь и дал Гумилеву пощечину. Взаимные оскорбления требовали удовлетворения: выходом стала дуэль. Для поединка поэты, конечно же, выбрали Черную речку, на берегу которой стрелялся когда-то Пушкин.
Николай Гумилев стрелял первым и промахнулся: то ли случайно, то ли намеренно. Пистолет Волошина дал осечку, тогда Гумилев потребовал, чтобы его соперник выстрелил снова. И снова осечка! Гумилев продолжал настаивать на выстреле. Тогда секундант Волошина граф Алексей Толстой выхватил у Волошина пистолет и выстрелил в снег. Гумилев был в ярости, но на этом дуэль двух поэтов была завершена. Позднее Волошин признался, что никогда до этого не держал в руках оружие и не знал, как производятся выстрелы. Так, последняя дуэль поэтов окончилась фарсом...
Участники поединка заплатили по 10 рублей штрафа властям. Елизавета Дмитриева пережила тяжелое потрясение и на несколько лет перестала писать стихи. Замуж, кстати говоря, она все-таки вышла. Но, конечно, не за Гумилева. И даже не за Волошина. За инженера-мелиоратора Васильева.
На долю Лили пришлось еще немало испытаний: романтичный Серебряный век сменился эпохой стали. Впрочем, это уже совсем другая история.
Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например: