Судя по высказыванию, что "с ума сходят по одиночке", папа Дяди Федора не интересовался психиатрией. Вовлечение психически больными в свой бред других известно медицине давно. Скоро сто лет и газлайтингу как попыткам разрушать чьи-то представления о реальности корысти ради.
В этом фильме всё примерно так и шиворот-навыворот одновременно.
Гротескные образы героев в утрированных обстоятельствах служат лишь тонким слоем прозрачного лака поверх концепции ненормального мира,
в котором, чтобы выжить и преуспеть, нужно самому быть ненормальным.
Но что такое нормальность и ненормальность, кто кого делает и делает ли ненормальным? Это и есть главный вопрос фильма, он же его сюжет
в виде странных для привычного понимания событий и ситуаций.
Время действия не определено, но похоже на примерно середину 1990-х.
Домик на окраине дикой пустыни, который с таким же успехом мог стоять на околице глухой деревни, пустынном берегу моря или опушке джунглей.
В домике живет одинокая девушка, хотя точно так же мог жить и парень.
Официально она работает менеджером по продажам кондиционеров, доставая людей по списку из телефонной книги. Но продав всего четыре штуки за два года, уже давно зарабатывает на жизнь совсем другим.
Она закапывает в разных местах окрестностей (благо, пустыня позволяет) жестяные банки из-под печенья с безделушками. После чего развешивает объявления с указанием примет, по которым предлагается их найти, взять сюрприз, а в жестянке оставить произвольную сумму благодарности.
Ее беспросветная жизнь кардинально меняется с появлением в ней шизофренички и старого приятеля, который случайно словил сбил жирную белочку машиной и в шоке от этого въехал в ближайший столб.
Шизофреничка с тремя разносторонне развитыми личностями внутри, которые произвольно сменяют одна другую, оказалась на улице
в "день открытых дверей" местного дурдома по случаю его грядущего закрытия из-за проворовавшегося руководства.
Неврастеничный приятель, похожий на Воробьянинова без пенсне, застрял в ожидании не торопящегося ехать в эту дыру эвакуатора.
Обоим некуда деваться и они остаются под крышей дома девушки.
Поехавшая на Иисусе единая в трех лицах жиличка-шизофреничка
и лысый невротик активно включают хозяйку в свое видение мира и... помогают ей избежать неминуемого увольнения за срыв продаж, открыв
в ней источник неистового креатива и перспективы карьерного роста.
Подобно воронке, их отношения по ходу сюжета втягивают в себя все больше людей, одних страннее других: целую коллекцию типажей телефонных абонентов от депрессивных нытиков до агрессивных психопатов. Продавца местного магазина, куда никто не ходит. Преподобного под тяжестью давнего смертного греха.
Кукольные вставки психоделических видений под музыку в стиле счастливых хиппи тонко подчеркивают химерность происходящего.
Первым впечатлением от фильма было: американцы так не снимают. Рваный монтаж с нарочито обгрызенными склейками, асимметричная скорость в кадре от почти слайд-шоу до быстрых проходов из края в край больше свойственны японцам и корейцам. Или продвинутым европейцам.
Диалоги, которые никогда не услышать в "парадных" фильмах про США.
Так могут позволить себе говорить только люди, которые понятия не имеют о психоаналитиках, мотивации, тренингах и прочих стимуляторах успешного роста.
Потому что это не мейнстрим. Это инди, арт-хаус, психоделика, авторское кино. Как угодно. На выбор или все вместе.
Поэтому в нём всё не так. А как надо?