Найти тему
НЕБЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

Что возникло раньше: искусство или религия? Часть 3

Мы остановились на том, что некоторые ученые поддерживают версию, что разум, нравственность и искусство возникли в древнем сообществе формирующихся людей (но еще не совсем людей) гораздо раньше религии. Но объективно настроенные ученые считают, что это утверждение не может быть принято ни с точки зрения теории, ни с точки зрения практики, то есть фактов.

У формирующихся людей, действительно, по-видимому, отсутствовали религиозные верования, и это свидетельствует лишь о том, что их сознание было еще достаточно примитивным. Они еще не выходили за рамки осознания конкретной ситуации, и их воображение оставалось еще неразвитым, поэтому они были неспособны к обобщениям и абстрагированию.

Эти выводы делали ученые в советское время. Время жестко материалистической концепции происхождения и устройства жизни. Вот что значит объективность: честного ученого она приводит к выводу, что отсутствие религиозности сознания есть признак его недоразвития... Честный подход к проблеме творит невероятные чудеса. Вот что значит научное объективное отношение к изучаемому предмету.

Для возникновения даже зачаточных религиозных верований необходимы определенные предпосылки: определенные возможности познания мира человеком.

Формирующийся человек должен был пройти через множество этапов: почувствовать свое бессилие перед лицом природы, свою неспособность постоянно контролировать результаты своей деятельности. Только тогда возникают первые религиозные представления, фантазии или иллюзии о том, как устроено мироздание, что руководит процессами жизни.

Поэтому у архантропов (питекантропов и синантропов) при отсутствии членораздельной речи, а значит и отсутствии развитого понятийного мышления (по данным антропологии) не было, видимо, и религиозного верования даже в зачаточных формах. Наука во всяком случае не располагает данными, свидетельствующими об обратном.

То же самое можно сказать об искусстве и морали. Точно так же, как и религиозных представлений, у архантропов не было ни зачатков искусства, ни моральных норм. Только нужно иметь в виду, что закрепленные в инстинктах и навыках формы поведения древнейших обезьянолюдей не может быть названо моральными нормами. Настоящие моральные нормы формируются только тогда, когда человек начинает обладать высоким уровнем сознания и самосознания. Когда он сам себя начинает контролировать.

А вот зачатки религиозности можно увидеть уже в погребениях неандертальцев, которые, во-первых, имели вид намеренного захоронения и во-вторых, у некоторых захороненных людей вокруг головы, например, находили специально расставленные рога горного козла, охота на которого была источником существования общины. Здесь ученые предполагают наличие примитивных магических верований. Или, например, в пещерах находили медвежьи черепа, уложенные по разным их сторонам. Некоторые пещеры окружали специально уложенные плиты известняка, и между стенами пещеры и плитами находили кости медведей в большом количестве, которые, видимо, являлись некими оберегами.

Делается вывод, что черепа пещерных медведей использовались неандертальцами в колдовских охотничьих обрядах. Отсюда вывод, что неандертальцы уже были религиозны, хотя и не владели какой-либо оформленной и четкой системой религиозных верований, но обладали магическими приемами. Они пытались повлиять на обстоятельства жизни с помощью элементарных колдовских действий.

Ну и хорошо известны факты наличия художественной деятельности неандертальцев. Они делали первые попытки использовать окружавшие их вещества природы для изобразительной деятельности. Они пользовались зачатками художественной фантазии, они делали это намеренно, а не случайно.

Тысячелетия процесса развития первобытного человека привели к тому, что, наконец, его мышление развилось, психика обогатилась, и только тогда стал возможен выход за пределы практически полезного и необходимого.

То, что произвел человек на новом этапе своего развития, не было предназначено ни для копания земли, ни для охоты, ни для защиты, ни для разделывания добычи. У него появилась потребность в материализованном выражении своего внутреннего переживания, своих чувств, идей и творческой фантазии. Эти новые образы стали возникать в его мозге.

Эти образы не были необходимы для практической деятельности. Наоборот, они от нее отвлекали. Они были чувственными, они мешали оценке материальной ситуации, не помогали в ее решении, уводили от вопросов выживания. Личность обособилась, начала искать и находить возможность переосмыслить возникший образ, что возможно только тогда, человек найдет для этого место и время, на время обособится от остальных. Возникла индивидуальность, которая стремилась к персональным проявлениям.

Новые свойства человека, развитие его личности породили первые зачатки магических верований и представлений. Они - плод ума индивидуальности и похожи на художественное творчество именно способом выражения чувств и мыслей.

Продолжение следует.

https://worldrockart.ru/risunki/
https://worldrockart.ru/risunki/