На днях я пересматривал популярного нынче "Гражданина Кейна" (как минимум, два, не менее великих чем Орсон Уэллс, режиссера прикоснулись к нему в ушедшем году: Дэвид Финчер в "Манке" и Вуди Аллен в "Фестивале Рифкина").
Посему решил затронуть символизм, который несут в себе статуи в этом фильме. Главный герой Чарльз Фостер Кейн - миллионер, - но большую часть своих денег он тратит не на инвестиции или какие-то вещи, приносящие ему прибыль. Нет, вместо этого он скупает кучу драгоценного культурного наследия, в основном статуи. Эту зависимость он приобрел во время своей первой поездки в Европу. Показательна сцена, где сотрудники газеты Кейна складируют его статуи в офисе, а Бернштейн говорит: "Хорошо, что он пообещал больше не присылать статуи"
Как любая навязчивая идея, коллекционирование статуй много говорит нам о личности Кейна. Фактически, статуи представляют именно то, чем Кейн хочет видеть всех людей в мире - объекты, на которые он может смотреть и которые будут делать все, что он от них хочет. Статуйная аддикция символизирует его желание контролировать людей вокруг себя и принуждение к любви нашего миллионера. Сьюзан Александер прямо указывает на эту связь, когда говорит: "В чем разница между тем, чтобы подарить мне браслет или отдать кому-нибудь еще сотню тысяч долларов за статую, которую ты будешь хранить в коробке и на которую даже не взглянешь."
По ее мнению, Кейн заинтересован в том, чтобы собирать вокруг себя людей, как мраморных статичных друзей, которых он скупает. На самом же деле ему плевать на всех - он просто хочет контроля и внимания к своей персоне.
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.