Найти тему
Подумалось мне часом

Кухаркин сын и горный академик

Крестьянин Тульской губернии Каширского уезда Семен Ильичев считал себя очень удачливым человеком.

В 1888 году он, устав от беспросветной нужды в родной деревне, перебрался в Москву, как тогда говорили – искать заработка. И здесь ему повезло, как мало кому из односельчан - случай привел его на Калужскую улицу в Мещанское училище Московского купеческого общества, где его взяли на непыльную по сравнению с крестьянским трудом должность сторожа.

Десять лет спустя, в 1898 году, у него родился сын, крещеный Александром. Сынок уродился головастым и люто жадным до знаний, поэтому, когда наследник подрос, сторож пошел к директору училища просить взять мальца на учебу.

Благо, Мещанское училище было одним из немногих в стране, где за обучение не требовалось платить – как никак, благотворительное заведение. Необходимо было только представить удостоверение о неимущем состоянии родителей за подписью двух купцов или известных мещан, но за этим дело не стало – сторожа Семена, служившего в училище уже третий десяток лет, знали многие господа.

Так 11-летний Александр Ильичев в 1909 году стал воспитанником Мещанского училища.

Учили в Мещанском не так чтобы очень хорошо. Скорее наоборот.

-2

Н. Скавронский писал: «Училище это, как и многое в этом роде, опять-таки выдвигает перед нами грустное действие полумеры в образовании. Программа там крайне бедная и не имеющая никакого направления, кроме обучения грамоте и письму, да в некоторой степени счетоводству; иностранных языков ни одного нет в курсе, воспитанников до сих пор занимают грубыми работами — колоньем дров, чисткой пруда; чая нет ни утром, ни вечером; белье на столе по большей части грязное».

Да и руководство училища абсолютно честно излагало свою позицию в книжке с длинным названием «Исторический очерк к пятидесятилетию существования Московского Мещанского мужского училища, основанного Московским купеческим обществом в память совершеннолетия Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича».

Вот что там сообщалось: «Выбирая между глубиною знаний и широтою охвата, училищный совет выбирает широту, и предпочитает дать возможности к достойной жизни большему количеству сирот и детей бедняков. Вместо того, чтобы лишним количеством предметов рождать в юношах самомнение, приобретаемое вместе с более значительным духовным капиталом».

Урок славянского языка во 2 классе. Фото из юбилейного издания к 75-летию.
Урок славянского языка во 2 классе. Фото из юбилейного издания к 75-летию.

В общем, все та же весьма распространенная в царской России позиция «чумазый не может».

Одной из главных проблем Российской империи было официальное деление на «беленьких» и «черненьких», то есть сословное деление общества. Деление на тех, кто право имеет, и тех, кто должен сидеть и не вякать. И именно эта мелочь, по моему убеждению, и стала главной причиной гибели этого государства.

Деление на беленьких и черненьких в сфере образования нашло свое официальное выражение в знаменитом Циркуляре министра просвещения И.Д. Делянова «О сокращении гимназического образования», сразу же прозванном «Циркуляром о кухаркиных детях».

Нимало не стесняясь, главный просветитель Империи предлагал при наборе детей на учебу внимательно изучать материальные возможности их родителей, тогда «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Головастый Ильичев-младший, кстати, был кухаркиным сыном в буквальном смысле слова – его мать всю жизнь проработала на кухне Мещанского училища, из-за чего ему люто завидовали все одноклассники.

Столовая. Фото из юбилейного издания к 75-летию.
Столовая. Фото из юбилейного издания к 75-летию.

Дело в том, что воспитанники Мещанского училища все четыре года жили в училище безвылазно - в целях правильного воспитания и изоляции от «темных» семей детей на каникулы домой не отпускали. Поэтому Саша был едва ли не единственным, кто мог видеть своих родителей.

Так или иначе, в 1913 году Мещанское училище Ильичев-младший закончил. Закончил блестяще, и «был записан на золотую доску выпускников».

15-летний юноша очень хотел учиться дальше, но обстоятельства этому не благоприятствовали – закончившие Мещанское училище должны были отправляться на службу. Училище, кстати, помогало в поиске работы тем выпускникам, «родители которых, родственники или опекуны не найдут сами приличных им мест».

Этому благотворительному принципу в юбилейном издании был посвящен весьма интересный, я бы даже сказал, философский текст. Процитирую этот кусок полностью, поскольку он очень помогает понять принципы внутреннего обустройства того государства:

«Благодеяние училища было бы не полно, если бы оно не завершалось этим последним актом участия к призреваемым в нем детям.

После нескольких лет пребывании в училище мальчик становится юношею; до сих пор он был обеспечен во всем; знал только одну заботу – исполнение своих ученических обязанностей.

Не имея никакого понятия о жизни, он, с окончанием курса, становится лицом к лицу с нею; должен принять участие в борьбе за существование; поддержки ему не откуда ждать: есть у него родители и родственники, но это люди бедные, они сами рассчитывают на него, как на будущего своего кормильца.

Спальня. Фото из юбилейного издания к 75-летию.
Спальня. Фото из юбилейного издания к 75-летию.

В это тяжелое время для молодого человека училище, вырастившее и воспитавшее его, является ему на помощь: берет его под опеку, отыскивает ему занятие, работу, дает возможность к существованию.

Конечно, первые годы выпускники училища служат за незначительное жалование, а иногда без жалования, но важно для них то, что имеют готовую пищу, пристанище и работу, потребность в которой для молодых сил столь же насущна, как и потребность в пище.

Начав свою деятельность с низших инстанций он, благодаря труду, к которому навык приобрел в школе, и некоторой степени умственного развития, тоже усвоенного им в учебные годы – хотя медленно, но постепенно подвигается вперед, приобретает опытность, знания в своем деле.

Притом, всем строем школьной жизни приученный к послушанию, без всякого самомнения, которое часто служит в жизни помехою в успехах для молодых людей и с более значительным духовным капиталом, он мало по малу входит в расположение у тех лиц, которым служит, и делается нередко необходимым для них помощником».

Хор воспитанников. Фото из юбилейного издания к 75-летию.
Хор воспитанников. Фото из юбилейного издания к 75-летию.

Люди вроде и хорошего хотели, но одним из последствий занятой ими позиции оказалось то, что у Мещанского училища практически нет известных выпускников. Никто выше «умеренности и аккуратности» помощника так и не поднялся.

По крайней мере, мне известны только два исключения. Это художник-«передвижник» Николай Неврев, когда-то очень известный, а ныне прочно забытый, да наш герой Александр Ильичев.

Но они оба совсем не следовали наставлениям воспитателей о «смирении самомнения» - скорее наоборот. Оба упрямо добивались исполнения своей мечты. О Невреве я писал здесь, а Ильичев...

15-летнего сына сторожа Сашу Ильичева после окончания Мещанского училища пристроили служить конторщикам в «Товарищество Тверской мануфактуры», где он и проработал - не месяц, не два, а четыре года.

При этом «кухаркин сын» оказался не только головастым, но и очень упрямым, и мечты об образовании не оставлял. Все эти годы, урывая время от сна, он самостоятельно штудировал гимназическую программу.

И вот, наконец, настал момент его триумфа – он экстерном сдает экзамены за гимнастический курс и получает в Московском учебном округе аттестат зрелости. Вот только произошло это в начале 1917 года.

Через несколько недель случилась Февральская революция, страна понеслась под откос, и его вожделенный аттестат стал даром никому не нужен.

Другого это могло сломать, но Александр пережил два бурных года, и в 1919 году он вновь возвращается в родные стены Мещанского училища. Но уже в другом качестве – в статусе студента горного факультета Московской горной академии. И вновь – блестящие результаты во время учебы и диплом горного инженера по механической специальности, полученный в 1925 году.

-7

Одного из самых многообещающих выпускников МГА направляют в Харьков, в Гипрошахт, где он занимается проектированием горно-механического оборудования для угольных шахт, в частности, шахтных подъемных установок. И вновь бывший «кухаркин сын» демонстрирует недюжинные способности, вследствие чего молодого ученого отправляют в двухгодичную научную командировку в Германию и США – перенимать опыт передовых промышленных стран.

А по возвращении из-за океана в 1929 году Александр Семенович вновь оказывается в здании на Большой Калужской, с которым его судьба повязана, похоже, намертво.

На сей раз – в качестве доцента кафедры горной механики МГА, возглавляемой его учителем, академиком Михаилом Михайловичем Федоровым.

Я уже не буду подробно рассказывать про этого горняка-казака, сына потомка кошевого атамана Запорожской Сечи и дочери пластунского сотника, который стал одним из лучших горных инженеров Российской империи – а то я никогда не закончу. Просто полюбуйтесь на «конверт первого дня» с маркой, выпущенной непризнанной Донецкой народной республикой к 150-летию ученого.

-8

Один из главных создателей российской горной науки оценил потенциал своего лучшего ученика еще во время учебы, поэтому все эти годы добивался возвращения Ильичева в академию.

Возлагаемые на него надежды доцент Ильичев оправдал с лихвой, уже через год, в 1930 году и 32-летнем возрасте заслужив профессорское звание. На виньетке первого выпуска горных инженеров шахтного строительства (и последнего выпуска горняков, сделанного Московской горной академией), они рядом - оба профессора, молодой и старый, учитель и ученик.

-9

Через пару месяцев Московскую горную академию разделят на шесть самостоятельных вузов, и они станут профессорами Московского горного института. Через два года, в 1932 году академик Федоров переедет из Москвы в Киев, в Украинскую академию наук, оставив кафедру своему лучшему и любимому ученику. Кафедру «Горной механики» МГИ профессор, а позже академик Ильичев будет возглавлять несколько десятилетий, до последнего дня своей жизни.

Ильичев, еще в 1939 году избранный членом-корреспондентом АН СССР, был одним из крупнейших ученых-горняков Советского Союза. Более того – он оказался единственным из своего поколения, кто смог стать вровень с титанами отрасли, начинавшими еще до революции – Федоровым, Скочинским, Терпигоревым, Спиваковским и т.п.

Бывший «кухаркин сын» стал гордостью московской горной научной школы, и не случайно именно Ильичев, единственный из всех, получил орден Ленина при награждении, приуроченном к 20-летию Московской горной академии.

-10

Все помнят, что профессор в сталинские времена – это если и не полубог, то что-то близкое к этому. Достаточно посмотреть фильмы того времени, чтобы убедиться - это был запредельно высокий статус: отдельная квартира в хорошем доме с высокими потолками, зарплата, позволяющая не задаваться вопросами быта вообще, регулярно вручаемые ордена, загранкомандировки на научные конгрессы, домработница, персональный водитель, вот это вот все…

Но мало кто задумывается, что от человека требовалось взамен за «вот это вот все». Меж тем элементарная логика подсказывает, что у любой красивой вещи есть изнанка, ничуть не уступающая по размерам лицевой стороне.

Что же было изнанкой у профессоров ведомственных вузов?

Дело в том, что тогда обязанности ученого вовсе не ограничивались необходимостью писать и публиковать научные работы. Ильичев, к примеру, оставил после себя свыше 40 научных работ, в том числе две монографии, ставшие классическими - «Рудничные подъемные машины» и «Рудничные пневматические установки».

- Сорок? – наверняка переспросит любой сегодняшний доцент. – Негусто. У меня и то втрое больше.

В том-то и дело, что статьи и монографии были тогда, условно говоря, побочным продуктом деятельности ученого - по крайней мере, в инженерных науках. Что же в таком случае было главным?

Экспертизы.

Почтенный профессор, если уж так сложилось, что ты лучше всех в стране шаришь в горном деле – не удивляйся, что тебе придется разбираться со всеми серьезными проблемами, возникающими на горных комбинатах, шахтах и рудниках во всей Стране Советов, от сахалинских копей до Шпицбергена. А если учесть, что годы активной деятельности профессора Ильичева совпали с периодом проектирования и строительства горных предприятий в первые сталинские пятилетки…

-11

Только в 1938 году профессора Ильичева приглашали в качестве консультанта и эксперта Донуголь, Главуголь, Главруда, Главмедь, Главзолото и Гипрошахт. И такая жизнь - все годы второй и третьей пятилеток: собирайся, профессор, самолет ждет, лезь в шахту, разбирайся и вноси рекомендации.

И не забудьте про принцип ответственности, более чем актуальный в те годы. В любой момент могла прозвучать реплика: «Кто подписывал акт экспертизы? Ляпкин-Тяпкин подписывал?» - дальше вы в курсе.

Особенно тяжело было в войну. В конце 1941 года профессор Ильичев вместе с МГИ эвакуировался в Караганду, но уже в феврале 1942 года его выдернули из эвакуации. Приказом наркома угольной промышленности СССР профессор Ильичев и профессор Спиваковский были откомандированы на работу по восстановлению шахт Подмосковного бассейна.

Дело в том, что после освобождения Подмосковного угольного бассейна выяснилось, что за три недели оккупации нацисты успели практически полностью его уничтожить: 68 из 72 шахт были затоплены, стволы взорваны, механическое оборудование разрушено. С учетом того, что Донбасс был оккупирован, значение угля, добываемого на шахтах Подмосковья, возрастало многократно – особенно для обеспечения жизнедеятельности Москвы.

Что это значит? Это значит, что шахты Подмосковного угольного бассейна должны были быть введены в строй в максимально короткое время. Кровь из носу, тушкой, чучелом – но введены.

Из «Постановления Совета народных комиссаров СССР о восстановлении угольных шахт в подмосковном бассейне» от 29 декабря 1941 г.

1. Обязать Наркомуголь:

а) приступить к восстановлению угольных шахт Подмосковного бассейна и в первую очередь 27 шахт с пуском в эксплуатацию 15 шахт к 1 февраля и 12 шахт к 15 февраля 1942 г.;

б) довести добычу угля из восстанавливаемых шахт в январе до 5000 т в сутки, в феврале до 7000 т в сутки и в марте до 10 000 т в сутки.

5. Разрешить Наркомуглю возвратить с востока в Подмосковный бассейн инженерно-технический персонал, оборудование и материалы, необходимые для восстановления шахт.

8. Обязать Наркомат обороны вернуть к 5 января 1942 г. в угольную промышленность Подмосковного бассейна всех шахтеров угольных шахт и шахтостроителей, мобилизованных в прифронтовой полосе Тульской и Рязанской областей.

10. Разрешить Наркомуглю производить работы по восстановлению шахт Подмосковного бассейна без проектов и смет.

Это была задача невероятного масштаба, требующая в первую очередь огромного количества трудовых ресурсов. Несмотря на отзыв с фронта шахтеров и горняков, людей отчаянно не хватало, поэтому 13 февраля 1942 года СНК СССР принял постановление «О порядке мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве».

В Московской, Калужской, Тульской и Рязанской областях была проведена мобилизация среди местного населения – в основном, женщин.

Да, как и везде, неподъемный воз под названием «Все для фронта, все для победы!» четыре года тянули бабы – тогда их по-другому не называли.

Да, и в шахтах тоже.

На шахте №15 треста Сталиногорскуголь. 1945 г.
На шахте №15 треста Сталиногорскуголь. 1945 г.

Но людей все равно не хватало, поэтому Наркомугля обратилось к руководству страны с просьбой о выделении трудовых ресурсов из ведомства НКВД СССР. Расшифровывать, думаю, нет необходимости?

Теперь вы понимаете, кому пришлось восстанавливать угольные шахты Подмосковья. Это была задача запредельной сложности, решаемая только адовым трудом. И не случайно на прорыв в Подмосковье бросили профессоров, которые по возрасту и состоянию здоровья еще могли выдержать эти запредельные нагрузки, самых молодых – 40-летнего Александра Семеновича Ильичева и 50-летнего Александр Онисимовича Спиваковского.

Оба профессора получили самые широкие полномочия: директора шахт были обязаны «претворять в жизнь все технические решения, предлагаемые А.С. Ильичевым и А.О. Спиваковским в устанавливаемые ими сроки».

В декабре 1942 года среднесуточная добыча угля на шахтах комбината «Москвоуголь» составляла 17,8 тысяч тонн, а в декабре 1943 она равнялась уже 22,4 тысячи тонн. А к 1945 году подмосковные шахты давали угля в два раза больше, чем до войны.

Но это уже без нашего героя – к тому времени и Ильичев, и Спиваковский были введены в состав Центральной комиссии по восстановлению шахт Донбасса.

Всего же за 15 лет — с 1937-го по 1951-й — Александру Семеновичу Ильичеву пришлось выполнить около 500 экспертиз, консультаций, рецензий и отзывов по различным вопросам горного дела и горной механики.

По нынешним временам – объем невероятный, но в те годы работали именно так. Как и многие люди из этого адамантиевого поколения ровесников века, воспитанник Мещанского училища сделал невероятно много, но выгорел очень быстро.

Бывший конторщик «Тверской мануфактуры», а ныне выдающийся советский горный инженер, крупный ученый в области горной механики, член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель науки и техники, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета», доктор технических наук, профессор Московского горного института имени И. В. Сталина, горный генеральный директор III ранга Александр Семенович Ильичев скончался 29 февраля 1952 в возрасте 53 лет.

-13

___________

Это глава из моей новой книги "Люди со старой фотографии". Книга выкладывается бесплатно, почитать можно здесь - https://author.today/work/99947