Все началось с того, что на одном форуме я нашел письмо.
Автор задавался вопросом: Как вести себя в храме?
Вот отрывок:
" К сожалению в России очень много заброшенных, разрушенных церквей, поэтому хотелось бы узнать, как должно себя вести в заброшенном храме или церкви? Можно ли заходить туда?
Можно ли оставлять там иконки, свечки? Можно ли там молиться?"
Потом я нашел множество списков заброшенных храмов, собранных, как оказалось не для того, чтобы их восстанавливать, проводить молебны, приводить в порядок территорию вокруг, нет, цель была однако:
По-лю-бо-ва-ть-ся!
С соответствующим набором эпитетов, метафор и сравнений авторы приглашали "романтиков, фотографов, искателей приключений и любителей исконно русских пейзажей" - "полюбоваться живописными руинами".
Смотришь фотографии храмов. И возникает какая-то амбивалентность.
В праздники и в беду люди шли сюда. Исповедовались, причащались, венчались, крестили детей, отпевали близких людей. За церковью всегда было кладбище.
Сколько молитв было произнесено. А теперь кого-то привезут полюбоваться.
Фотографии заброшенных храмов
1.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы близ деревни Минейка. Вологодская область.
2. Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино. Мещера.
3. Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны. Московская обл.
4. Никольская церковь в Лыткарино. Московская обл.
5.Церковь Дмитрия Солунского в Печетово. Тверская обл.
6.Храм Дмитрия Солунского в Шимоново. Московская обл.
Жуткие фотографии. Какое наслаждение можно получить, разглядывая это?
Вынесли иконы. Разгромили алтарь. Покосились кресты. Осыпалась штукатурка. Пропал колокол. Вырос бурьян. Где-то поселились вороны...
В Библии говорится:
Не вѣ́сте ли, я́ко хра́мъ Бо́жiй есте́, и Ду́хъ Бо́жiй живе́тъ въ ва́съ?
А́ще кто́ Бо́жiй хра́мъ растли́тъ, растли́тъ сего́ Бо́гъ: хра́мъ бо Бо́жiй свя́тъ е́сть, и́же есте́ вы́.
Никто́же себе́ да прельща́етъ: а́ще кто́ мни́тся му́дръ бы́ти въ ва́съ въ вѣ́цѣ се́мъ, бу́й да быва́етъ, я́ко да прему́дръ бу́детъ.
(Апостола Павла 1-е послание к коринфянам)
Так это сегодня храмы или нет?
Мне близок ответ одного священника.
Храм, даже разрушенный, всегда остается храмом, святыней...
Поэтому, входя под своды храма, в котором даже каркают вороны, нужно перекреститься. Потом храм можно обойти, постоять помолиться.
Священник Константин Пархоменко
Помолиться, а не полюбоваться.
Короткая история, которая случилась в д. Пристань Ям-Тесовского сельского поселения Лужского р-на Ленинградской области
В деревню Пристань Ям-Тесовского сельского поселения Лужского района Ленинградской области приехала на каникулы одна школьница.
И появилось шесть предложений с началом "А".
А школьница умела неплохо рисовать.
А была в деревне старая, деревянная, христианская постройка . Жители, конечно, смогли перекрыть крышу, но не более.
А живопись на фронтоне была полностью утеряна, а две фронтальные иконы у входа были в очень плохом состоянии.
А настоятель храма Флора и Лавра в деревне Клюкошицы отец Алексей Сергеев возьми, да и обратись к юной художнице Елизавете примерно с такими словами: "А часовню нашу не распишешь?"
А стиль ее совсем не иконописным был.
А 13-летняя школьница Елизавета Анисимова согласилась это сделать в одиночку.
"Но чтобы образа были по христианским канонам, - ибо люди сюда молиться приходят", - так примерно сказал священник.
За три месяца художница закончила работу, которую не выполняла никогда.
Люди, конечно, благодарны, и не удивлены? Проводят молебны, рассказывают всем.
Здесь не только талант. Не поверю, что нет здесь Божьего промысла.
#Итоги года
Елизавета Анисимова. Работы в Инстаграме.
„Каждый из нас своей молитвой, любовью, верой вносит свой маленький вклад в построение единого Храма — Церкви Христовой, храма, веры, который нельзя разрушить.“
Александр Мень
Так выходит, веришь в чудо - оно и произойдет?
Выходит, можно храмы восстанавливать независимо от количества денег. Нужны творческие решения, а не кондовые подходы.