Найти в Дзене
Культурная кругосветка

Именно эта музыка из России попала на золотую пластинку в "Вояджер", а еще стала самой скандальной премьерой ХХ века

Оглавление

Когда в Театре Елисейских полей 29 мая 1913 года в рамках дягилевских "Русских сезонов"состоялась премьера этого балета , случился настоящий скандал. Эта работа была настолько жестким разрывом всех музыкальных традиций и шаблонов, существовавших до этого, что многим людям она показалась работой сумасшедшего. Такую бурную реакция спровоцировали и шок от прослушивания музыки, и экзотическая хореография Нижинского, и причудливые декорации Рериха.

Но все же «Весна священная» заняла почетное место среди 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке, которая в 1977 году была заложена в космический корабль «Вояджер». Кораблю предстояло бесконечное путешествие по межгалактическим просторам, и 27 специально отобранных музыкальных шедевров должны выполнить функцию культурного послания землян на случай возможной встречи корабля с другими цивилизациями.

СКАНДАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА

Очень ярко и емко описал премьеру Жан Кокто:

...Вернемся в зал на авеню Монтеня и дождемся, когда дирижер постучит палочкой по пюпитру и занавес взовьется над одним из самых возвышенных событий в анналах искусства.
Зал сыграл ту роль, какую ему надлежало сыграть: он мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную.
Стоя в ложе, со съехавшей набок диадемой, престарелая графиня де Пурталес, красная как мак, потрясала веером и кричала: «Впервые за шестьдесят лет надо мной осмелились издеваться…» Милая дама не кривила душой: она верила, что это розыгрыш.

В истории дягилевских балетов было немало новаторских спектаклей, однако премьера «Весны священной» выделялась. Прежде всего, благодаря музыке Игоря Стравинского.

Интересно показана премьера балета в фильме "Коко Шанель и Игорь Стравинский"

Автор одной из книг о композиторе Борис Ярустовский так описал это произведение:

Партитура „Весны священной" своей необычной стилистической дерзостью оказала огромное влияние на всю музыкальную культуру XX века. Это — важная веха в ее развитии, новая глава в ее истории. Музыка „Весны" оказалась своеобразным сосудом с настоем новых соков, новых приемов и средств художественной выразительности: ими пользовались в той или иной мере почти все музыканты современности.

Мощь и динамизм музыки, ее неожиданная парадоксальная пульсация стала настоящим вызовом хореографам и исполнителям, не говоря уж о не готовой к этой новизне шокированной публики премьеры. Чтобы усмирить разбушевавшиеся страсти, Дягилеву пришлось несколько раз гасить свет в зале, но зрители не успокоились. Спектакль прервался.

Мнения о балете сложились самые разные:

Искривленные руки и ноги, трясение животами, обезьяньи ужимки и прыжки, не группы, а груды человеческих фигур
Писал Андрей Римский-Корсаков

Знаменитый балетный критик, адепт классической хореографии Андрей Левинсон тоже отнесся к балету очень неоднозначно:

Над исполнителями всесильно царит какое-то принуждение, искривляющее их члены, отяготевшее над согнутыми шеями. Чувствуется, что иные движения для них запретны, потому что были бы кощунственны... Недаром тяжелая мистическая одурь, владеющая пляшущими группами, отзывается у зрителей болезненным и острым, я сказал бы, физиологическим недовольством

Стравинский вспоминал:

Я воздержусь от описания скандала, который она («Весна священная». — Л. М.) вызвала. О нем слишком много говорили <...> Я не имел возможности судить об исполнении во время спектакля, так как покинул зал после первых же тактов вступления, которые сразу вызвали смех и издевательства <...> Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать <...> Я должен был держать Нижинского за платье; он был до того взбешен, что готов был ринуться на сцену и устроить скандал...

Один из критиков, писавший об «абсурдности» балета, тем не менее, в конце статьи неожиданно высказал очень проницательную мысль:

Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году.

Спектакль показали только 6 раз. Однако именно хореография Нижинского произвела подлинную революцию в балетном искусстве.

СЮЖЕТ

В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. Постепенно танцы перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой и удалью, затевают Игру двух городов. Всеобщую вакханалию нарушает появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего. Веселье стихает, и девушки собираются вокруг костра. Одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и богатым урожаем.

После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная — та, которой предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает священную пляску, темп нарастает и, в конце концов, обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать.

МУЗЫКА

Публика была шокирована не без оснований. Музыка Стравинского к «Весне священной» противоречит всем правилам о том, какой должна быть музыка. Звуки были намеренно резкими, с самого начала народной мелодии, которую фагот играет в самом высоком, самом неудобном диапазоне. Музыка была какофонически громкой, ударяя по ушам громовой перкуссией и визгом меди. Ритмически все было очень сложно и совершенно беспрецедентно. В первой части балета музыка разворачивается сразу на двух скоростях в соотношении 3: 2. Композитор щедро использует диссонанс, то есть комбинации нот, которые не имеют нормального гармонического смысла.

«Музыка всегда идет на ноту рядом с той, которую вы ожидаете», -
написал один рассерженный критик.

Господствующей стихией балета стал ритм — гипнотический, все себе подчиняющий.

ХОРЕОГРАФИЯ

-2

Дягилев рекомендовал Стравинскому в качестве постановщика Нижинского. Он, поистине гениальный танцовщик и актер, окончивший в 1907 году Петербургское балетное училище и начавший свою карьеру в Мариинском театре, с 1909 года был настоящей звездой дягилевских Русских сезонов в Париже. Именно он воплотил главные роли в балетах Фокина «Видение розы», «Петрушка», «Карнавал», «Шехеразада», «Нарцисс и Эхо», «Дафнис и Хлоя». «Весна священная» стала одной из его первых постановок, в которой он смело смел все каноны.

По мнению некоторых наблюдателей, именно танец стал причиной скандала в первую ночь. Когда занавес поднялся, зрители увидели ряд странных длинных фигур, которые, казалось, скорее дергались, чем танцевали. Классический танец всегда устремляется вверх, вопреки гравитации, тогда как танцоры Нижинского казались словно придавленными к земле. Их странные, стремительные движения и неуклюжие позы бросали вызов всем канонам изящности.

В пластике балета господствовал одновременно и сложный и примитивный рисунок. Ноги, вывернутые носками внутрь, прижатые к телу локти, «деревянность» скачков, лишенных полетности классического танца, — стихийно-первобытный пляс толпы, желающей не оторваться от земли, а, напротив, слиться с ней.

«В этом балете, — если только балетом его можно назвать, властвует не па, а жест. И жест — длительный, не меняющийся, и жест не одиночный, а массовый, умноженный».
Писал один из критиков

И такая стилизованная архаика пластики с ее напряженной скованностью способствовала колоссальному нагнетанию экспрессии. Нижинскому удалось создать хореографию, полностью соответствующую новаторской музыке, максимально отражающую ее. Привычная симметрия балета была нарушена, в композиции господствовала асимметричность, притом удивительно искусная.

И музыка, и танец «Весны священной», казалось, отрицали возможность человеческих чувств, которые для большинства людей придают смысл искусству. Сам композитор признал, что в «Весне священной» нет никаких областей для самоанализа. Это было произведение, которое обращалось к глубинным спрятанным чувствам и погружало в полутранс.

ДЕКОРАЦИИ РЕРИХА

-3

Несмотря на то что композитору и художнику удалось вместе создать сценарий балета, на основе которого и сочинялась музыка, их восприятие будущего спектакля было различным. В своих декорациях художник утверждал союз человека с природой и поэтизировал преклонение человека перед могучей силой земли. Рерих одел девушек в длинные рубахи с узорчатой каймой. У мужчин рубахи были покороче, на ногах — порты, на голове — остроконечные шапки. На ногах у всех лапти или онучи. Костюмы достаточно бережно воспроизводили древнерусскую одежду.

Музыка будто бы вступала в конфликт с гармонией декораций и костюмов: резкие, нарочито дисгармоничные звукосочетания говорили о таинственном лике первобытных людей, об их ужасе перед непознанной и потому страшной природой, разрушали и эпичность, и созерцательность сценографии..

ПРЕДЫСТОРИЯ

Замысел «Весны священной» относится к началу 1910 года.

Композитор писал:

Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы «Жар-птицы», в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой «Весны священной». Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлекся. Последующие события, однако, задержали его осуществление.

С наступлением холодов Стравинские уехали в Швейцарию. Там, в Кларане, 17 сентября 1912 года он закончил партитуру. Из переписки понятно, что решающее значение композитор придавал ритмической стороне. Она и составила основу новаторского сочинения, взломавшего старые стереотипы как в музыке, так и в хореографии.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОСТАНОВКИ

В 1920 году в «Русском балете Сергея Дягилева» появилась новая «Весна священная» с хореографией Леонида Мясина. Эту более профессиональную постановку зрители приняли спокойно. Последующие постановки были сделаны балетмейстерами Борисом Романовым (1932, Буэнос-Айрес), Мэри Вигман (1957, Берлин), Кеннетом Макмилланом (1962, Лондон), Джоном Ноймайером (1972, Франкфурт), Гленом Тетли (1974, Мюнхен), Пиной Бауш (1975, Вуперталь), Марой Грэм (1981, Нью-Йорк), Морисом Бежаром (1959, «Балет XX века», Брюссель; 1965, Парижская Опера). Каждый мастер трактовал музыку по своему и вносил свой авторский почерк.

На нашей сцене первооткрывателями «Весны» стали хореографы Наталья Касаткина и Владимир Василёв (1965, Большой театр; 1969, ленинградский Малый театр). Они пополнили древнеславянский сюжет любовной историей Избранницы и Пастуха. В 1997 году в Мариинском театре Евгений Панфилов поставил чисто мужской вариант балета. А в 2003 году была показана реконструкция спектакля Нижинского 1913 года. Ее авторы — Миллисент Ходсон (хореография и постановка) и Кеннет Арчер (декорации и костюмы), проделав огромную исследовательскую работу.

От себя добавлю, что музыка действительно непростая для восприятия, но очень яркая и образная. Мой любимый балет, все же "Петрушка"... Но партия Весны странным образом будоражащая и западающая в память... Что касается хореографии, то Нижинский сделал максимум, на мой взгляд, ни один другой хореограф не смог отразить сюжет и музыку настолько же эффектно и вместе с тем глубоко.

А вот выбор для золотой пластинки все же странный. Как Вы думаете?

"Если бы я описывал слепому солнечный свет, я бы дал ему послушать это". Шедевры хорового пения России

Ольга Стурова - красавица и хранительница народной песни. "За такую и жизнь отдать и чёрту рога обломать"

А Вы меломан? Проверьте себя! Узнаете ли Вы наши мелодии в западных хитах?

Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!

Спасибо за лайки