Рождение наследников – главная цель в жизни каждой королевы Франции.
Мария-Антуанетта и Людовик XVI были женаты уже семь лет и вот, наконец то, королева готова подарить стране наследника.
Строгий этикет Версаля не менялся со времен Людовика XIV. Все подробно расписано и подчинено этикету. Даже такое интимное событие, как роды, должно совершаться на глазах у любопытствующей публики.
Эта древняя традиция публичных родов необходима была, чтобы доказать, что ребенок действительно родился, его не подменили и все прошло по правилам. Но, в XVIII веке в этом было мало от традиции. Придворные желали увидеть все своими глазами, ведь этот спектакль они будут потом во всех подробностях пересказывать изумленным слушателям, которым не так повезло.
Как только у королевы начались схватки, об этом тут же оповестили всех во дворце. Мария-Антуанетта лежала на роскошно убранной кровати, в комнате пылал камин. Королеву отделял от толпы только невысокий бордюр. В небольшом помещении толпились знатные аристократы, а те, кто не смог пробраться поближе заполнили близлежащие коридоры. Всего поглазеть явилось более трех тысяч человек.
Королева тяжело дышала, было очень жарко. Придворные обмахивались веерами и томились от нетерпения. Никто не подумал распахнуть плотно закрытые окна. На дворе был декабрь, но в зале было невыносимо душно и шумно. Ведь аристократы не переставая обсуждали происходящее.
Несчастная женщина, переживающая тяжелейшие минуты своей жизни, Не могла даже уединиться. Мария-Антуанетта старалась сдерживать стоны и крики, чтобы сохранить королевское достоинство.
Двенадцать часов мучительного ожидания и духоты сводили зрителей с ума. Придворные уже практически сносили ограждение перед кроватью королевы, а кто-то даже упал на ее кровать.
Свершилось! На свет появился долгожданный ребенок, девочка Мария-Терезия, сразу же получившая титул Мадам Рояль. Мария-Антуанетта прошептала: : «Прошу вас простите меня, но сейчас я упаду в обморок». И только после этого позволила себе потерять сознание. В комнате поднялся шум и гам, решили, что королева умерла. Только после этого новоиспеченный отец Людовик XVI приказал всем отступить и распахнул окна.
Королевству нужен был наследник. Рождение дочери обрадовало королеву, но не удовлетворило общественность. «Сын уже с пеленок принадлежал бы государству. А ты будешь со мной, позаботишься обо мне, разделишь со мной счастье и печали». – говорила Мария-Антуанетта.
Еще восемнадцать дней она не могла встать с кровати, роды серьезно подорвали ее здоровье.
Но, Мария-Антуанетта страдала не только физически, но и душевно. Травмирующий опыт публичных родов должен был повториться и она старалась избежать этого, как могла. Король издал указ, ограничивающий доступ в покои королевы: "Остальные придворные должны ждать в соседней комнате, они смогут войти лишь в самый момент родов и созерцать в отдалении, не приближаясь непосредственно к постели Ее Величества".
У Марии-Антуанетты и Людовика XVI родилось четверо детей. Каждый следующий раз королева как могла скрывала схватки и старалась дать сигнал, что роды начались, как можно позже, чтобы придворные не успели прибыть на этот интереснейший спектакль.
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!