Когда в прошлом году началась пандемия, то среди новостей автомобильной ленты преобладала информация о том, что перебои с поставками автокомпонентов и автозапчастей из Китая негативно повлияли на темпы сборки российских автомобилей. Складывалось впечатление, что отечественный автопром сильнейшим образом зависит от Поднебесной.
Действительно, это так. Но вот о том, что российский автопром зависит не меньше от турецкой автокомпонентной отрасли, нигде не было сказано ни слова. Наш канал решил все же разобраться в данном вопросе. И вот что мы обнаружили.
О турецком автопроме у нас знают очень мало. А ведь по объемам производства он сопоставим с российским. А по глубине локального производства и инжиниринга, нашему автопрому есть чему поучиться у южного соседа.
Если по итогам 2019 года РФ занимала в табеле о рангах мирового автопрома 13 место с 1 млн 720 тысячами произведенных автомобилей, то Турция занимала следующую ступень – 14 место, и 1 млн 461 тысяч выпущенных автомобилей. Согласитесь, для страны с вдвое меньшим населением это достижение.
Еще несколько цифр. Если взять «Большую Европу» EU-28, то Турция занимает 3 место по выпуску коммерческой автотехники, 7 место по выпуску легковых автомобилей.
Стояние Турции у порога Евросоюза уже почти полвека принесло свои плоды. Напомним и недавний прецедент. Немецкий Volkswagen, рассматривая строительство новой площадки по выпуску VW Passat и Skoda SuperB, между Болгарией, Румынией и Украиной, отдал предпочтение Турции. Но из-за сирийского кризиса от проекта было решено отказаться. Наш канал освещал это событие.
Полувековая эволюция
Впрочем, турецкий автопром прошел несколько этапов своего развития, прежде чем, достиг таких высот. Его история начиналось с лицензионной сборки автомобилей на мощностях турецких предприятий в далекие 60-ые годы. Сборка была в основном, как бы мы сегодня сказали, отверточная. В 70-ые годы начался процесс локализации. Тогда появляется большое число небольших компаний, которые и составят в перспективе турецкую автокомпонентную отрасль, которая сегодня активно сотрудничает с российским автопромом. В конце концов, сегодня турецкий автопром работает в режиме зоны свободной торговли с Европейским Союзом.
Этот особый режим привлек в страну крупнейших автопроизводителей, которые построили крупные производства из расчета не только на местный рынок, сколько на экспорт в страны Большой Европы. Так на Анатолийском полуострове появились заводы Honda, Ford, Toyota, Hyundai, MAN и др.
Всего за эти годы созданы производственные мощности по выпуску порядка 2 млн автомобилей. (Для сравнения, в РФ созданы мощности по выпуску порядка 3,5 млн автомобилей, но степень их загрузки невелика, около 45% в 2019 г.).
«Турецкий АвтоВАЗ» с экспортным профилем
Что же выпускают турецкие автозаводы? Мы назовем только модели, которые составляют основу турецкого экспорта. Корейский Hyundai на своей площадке собирает и затем экспортирует младшие автомобили своего модельного ряда – Hyundai i10 и Hyundai i20.
На турецкой площадке японский автогигант Toyota выпускает седаны Corolla и младшие кроссоверы CH-R. В том числе гибридные версии.
А вот мало кто знает, что на выпускаемый совместным предприятием Ford-Sollers в Татарстане коммерческий автомобиль Ford Transit, подавляющее число автокомпонентов, узлов и деталей приходит из Турции. Где автомобиль выпускают на местном заводе. Там же выпускают младшую модель коммерческой линейки Ford Tourneo Courier.
Также в Турции находится большая производственная площадка итальянского FIAT, с местным партнером Tofas, где выпускают грузопассажирский FIAT Doblo и легковую модель FIAT Tipo.
Но самая масштабная площадка в автопроме Турции, это, несомненно, Oyak-Renault, расположенный в городе Бурса на побережье Мраморного моря. Этакий «турецкий АвтоВАЗ».
Эти автогиганты родились даже примерно в одно время. АвтоВАЗ выпустил первую партию «жигулей» в 1970 году, а история Oyak-Renault началась в 1971. В 2019 году на предприятии было произведено 342 тыс. автомобилей (на АвтоВАЗе 354 тыс. авто), 512,5 тыс. двигателей, 227,3 тыс. коробок переключения передач и 702 тыс. деталей автомобильных шасси. Площадка в Турции единственная в мире, где выпускают седан Renault Megane (Renault Fluence). Помимо этого автомобиля здесь недавно закончен выпуск Renault Clio 4 поколения (хэтчбек), а уже как два года выпускают Clio-V. Двигатели, выпускаемые на турецком предприятии, поставляются на заводы Renault Group во Францию, Испанию, Румынию, Словению, Марокко, даже в Индию и ЮАР.
А недавно было закончено строительство завода по алюминиевому литью для выпуска блока цилиндров и головок блока, объем инвестиций составил более 100 млн евро.
Интересно, что при запуске нового поколения Renault Clio-V было инвестировано 181 млн евро, дополнительно наняты 350 новых работников, поставщиками автокомпонентов на конвейер стали 70 турецких компаний, а локализация автомобиля составляет 55-60%.
Основа успеха - компоненты
Помимо производства автомобилей, существенную долю в турецком автопроме составляет автокомпонентный сектор. Он является тем фундаментом отрасли, на котором она может укреплять свои позиции. Именно такая структура могла бы быть в России, но пока она не сформирована, а автокомпонентная часть является тем самым «слабым звеном», которое определяет диспропорции в развитии отечественного автомобилестроения.
Немаловажно, что в структуре турецкого автопрома создано и работают 158 конструкторских и исследовательских R&D центров . Таких центров у производителей автозапчастей и автокомпонентов насчитывается 130, у автопроизводителей OEM – 22 R&D центра и 29 автомобильных дизайнерских студий.
Турецкий автомобильный экспорт в Россию составляет порядка 500 млн евро. Лишь его пятая часть приходится на готовые автомобили. Остальное - автокомпоненты.
Наш канал рассказывал об основных импортных моделях на российском рынке, читайте здесь.
А вот остальное приходится на закупки автокомпонентов для российских автозаводов. На вопрос, что же поставляют турки к нам, можно привести огромный список узлов, деталей и агрегатов. Но мы ограничимся лишь перечислением небольшого их числа, как то аккумуляторные батареи, автостекло, стеклоочистители, кузовные панели, радиаторы, фильтры, пружины, топливная аппаратура, детали подвески, пластмассовые и алюминиевые детали, детали и узлы для систем сцепления и тормозной системы и др. Глядя на этот далеко неполный список задаешься вопросом, неужели организовать производство в России таких несложных в принципе компонентов так трудно?
Правда, сегодня ряд турецких компаний инвестируют в производство автокомпонентов в России.
Welcome to Russia
Одним из интересных примеров такого предприятие является COŞKUNÖZ HOLDİN, который вкладывает инвестиции в свое предприятие в Татарстане, в свободной зоне Алабуга.
Среди потребителей продукции предприятия ведущие российские автомобильные заводы: КАМАЗ, АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и др. Основная продукция – кузовные детали. Предприятие сегодня ведет процесс расширения производственных мощностей, закупку оборудования и его установку.