Найти тему

Он рыться не имел охоты?

Издание 1980г Москва "Просвещение"
Издание 1980г Москва "Просвещение"

Именно с этих слов Пушкина так и хочется начать рецензию на книгу Артамонова "Вольтер и его век". К этому подталкивает нарочито легкий стиль повествования автора, избегающего серьезного исторического анализа и щедро пересыпающего веселыми историческими анекдотами свой рассказ. Без малейшего преувеличения можно сказать, что вообще вся его книга в целом построена на историческом анекдоте, именно анекдот является тем основным хребтом, вокруг которого строится вся рассказываемая история. Факты попадают в книгу лишь для пояснения сути очередного анекдота. Так писать историческое исследование несерьезно? Пожалуй, что да. Но если это исследование о Вольтере? О человеке, который сам сознательно избрал анекдот основным способом своего творческого повествования. И только в анекдоте и оставался действительно на высоте достойной признанного автора, неизменно проваливаясь в абсолютную литературную беспомощность всякий раз, как только был вынужден лишь чуть-чуть удалиться от любезной ему формы анекдота. Да. Наверное для книги о таком авторе, выбранная Артамоновым казалось бы курьезная форма, действительно оказывается оправданной полностью. Получается: о Вольтере по-вольтеровски. В этом что-то есть. Да и нас такая книга здорово развлечет, хотя и почти не даст нам действительных исторических знаний. Зато вооружит нас массой забавных историй, которыми всегда можно поделиться в компании, они по-прежнему интересны.

Однако не стоит думать, что Артамонов поверхностный автор, не разобравшийся толком в предмете, и поспешивший скорей-скорее написать книжку на основе ухваченной фрагментарной информации, как это не брезгуют сейчас делать, к сожалению, очень и очень многие из современных и вполне даже признанных псевдописателей. Даже если не знать, что автор известный филолог, крупнейший специалист по французской литературе, профессор лит.института, все-равно, по проскакивающим то здесь, то там в книге ремаркам, можно заметить, что автор знает намного больше, чем нам рассказывает. Просто книга ориентировалась на учащихся, поэтому основной ее целью являлось стремление дать возможность первоначального знакомства с неизвестным читателю крупным культурным явлением в истории человеческой цивилизации – Вольтером. Кроме того, автор старательно снисходителен к многочисленным огрехам, как творчества, так и жизни Вольтера, намеренно оставляя их за скобками своего повествования, - стремление привнести нотки скандала в исследование всегда было чуждо советским исследователям. Они видели свою цель позитивной – рождать в людях интерес, раскрывать им дверь к ключевым эпохам и личностям в истории, или даже скорее, показывать где она находится, а если человек заинтересуется и заглянет туда, то чем глубже он погрузится в собственные исследования, тем большие сокровища сможет в них для себя открыть, и это уж точно поценнее любого скандала. В этом же заключается и актуальность такой литературы в целом и данной книги в частности. Эпоха Вольтера навсегда останется ключевой в человеческой истории и культуре. С момента выхода книги Артамонова прошли годы, десятилетия, но ни Вольтера, ни книги о нем они не касаются. Не все стареет в этом старейшем из миров.

Портрет Вольтера. Художник Никола де Ларжильера 1724 год
Портрет Вольтера. Художник Никола де Ларжильера 1724 год

К сожалению, с восьмидесятых годов книга ни разу не переиздавалась, но как обычно, нас выручает внушительный советский тираж, благодаря которому книгу без труда можно купить в букинистах, да еще и в несколько раз дешевле, чем любое недавно вышедшее издание:

на Алибе: https://www.alib.ru/au-artamonov/nm-volnmnter_ego_vek/ (как всегда лучшая цена)

в Мешке: https://meshok.net/?related=%D0%A1.%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2.%20%D0%92%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A0%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%281980%29

на Озоне: https://www.ozon.ru/context/detail/id/2327840/ (максимальное удобство)