Найти тему
Александр Тремаз.

Странный сон в брошенной деревне Тропино

В то время я жил в Новосибирске. За месяц до событий я купил металлоискатель и мне не терпелось его поскорее опробовать в деле.

Мой новосибирский товарищ Сергей рассказывал, что его родная деревня Шагалово Коченевского района довольно старая. Узнав о покупке мной прибора, он пригласил приехать к нему в гости, там и потренироваться в поиске старинных предметов, например, на огороде, благо он как раз ехал на свою малую родину на выходные. Всего около полусотни километров и мы на месте. Впрочем на полях и в огородах ещё лежал снег, потому бродить с металлоискателем и уж, тем более, что-то копать было крайне затруднительно.

Ранняя весна под Новосибирском
Ранняя весна под Новосибирском

Но товарищ есть товарищ. Скучать все равно не пришлось: я дивился, разглядывая интересно оформленную баню, выложенную Сергеем вручную камнем в форме разных орнаментов, драконов и прочего.

Весна в селе Шагалово
Весна в селе Шагалово

Заодно познакомился с бордоским догом, по уверению Сергея сгрызшего недавно купленный фотоаппарат.

Фотолюбитель
Фотолюбитель

На обратном пути я заметил недалеко от Шагалово покосившийся указатель с надписью «Тропино».

- А это что за указатель? - спросил я у Сергея.

- Да тоже деревня была, даже дома стоят там, только не живет там теперь никто, только летом жители там дачи держат. Бабка моя говорила, что вот по эту сторону дороги тоже люди жили, там до сих пор остатки фундаментов видны.

Я заинтересовался и, приехав домой, полез в интернет искать информацию, что это за Тропино такое. Из дельного мне попался только школьный реферат ученицы шагаловской школы. Там описывалось происхождение села Шагалово, откуда я только что вернулся. По словам автора реферата, село было основано в 18-м веке. И появилось оно при помощи бывшего каторжника Шагалова. По отбытии каторги он хотел поселиться в уже существующем на тот момент селе Тропино, но жители, опасаясь соседства с каторжником, разрешили ему поселиться лишь за рекой Чик, на расстоянии примерно в километр от своей деревни. «Ага, получается, Тропино даже старше Шагалово, которое тоже немолодое. Значит, я точно там что-то найду» – сделал я вывод.

Наступила вторая половина марта и, по моим прикидкам, снег в Тропино уже должен был сойти. Своей машины на тот момент у меня не было, но разве это кого-то остановит? Рано утром я уже ехал из Новосибирска на электричке в сторону райцентра Коченево. Оттуда в сторону Шагалово ходил автобус, на котором я благополучно доехал до нужного мне места, попросив водителя остановиться возле Тропино.

Тропино. Снега уже нет, но земля довольно сырая.
Тропино. Снега уже нет, но земля довольно сырая.

Немедленно достав металлоискатель, я принялся его осваивать. Пройдя немного по полю в сторону видневшихся из-под земли фундаментов, я выкопал из-под земли кучу водочных пробок, сломанную алюминиевую ложку, моток проволоки и много всякого другого металлического хлама. Весенняя погода не радовала теплом. К изначально сильному ветру добавился еще и вредный моросящий дождь. Но я не сдавался. В планах было походить до вечера, переночевать и продолжить поиски на следующий день.

Здесь дождя пока еще нет
Здесь дождя пока еще нет

Совсем недалеко, за рекой виднелось село Шагалово

Село Шагалово находится всего в километре
Село Шагалово находится всего в километре

Зеленое пятно на земле - место от бывшего фундамента
Зеленое пятно на земле - место от бывшего фундамента

Полевая дорога уходит к виднеющимся вдалеке домикам - остаткам Тропино, в которых уже почти никто не живет
Полевая дорога уходит к виднеющимся вдалеке домикам - остаткам Тропино, в которых уже почти никто не живет

День пролетел незаметно, стало постепенно темнеть, а интересных находок так и не было. Только металлический мусор. Настало время укладываться на ночь. Ветер стал совершенно шквальным, при попытке поставить мою палатку-двускатку он мгновенно ее сдувал с места.

В попытке найти место спокойнее я увидел неглубокий овраг, в нем было чуть комфортнее, но совершенно не было места для палатки. Впрочем, мне это не сильно помешало — лопата была со мной и я выкопал более-менее ровную площадку в овраге, где и устроил лагерь на ночь. Самый дешевый спальный мешок, купленный мной за несколько лет до этого, оказался холодноват для сибирской весны. Но внутри палатки, по сравнению с улицей, где дождь лил уже вовсю, а ветер и не думал прекращаться, было комфортно и я спокойно уснул.

- Что, разморило? – послышался голос сбоку. Дед в домотканой рубашке участливо заглянул мне в лицо. – Да ты лежи, не вставай, я тут рядом присяду, тоже отдохну.

- Да я тут... это самое.. – зачем-то оправдывался я. – А ты, дедушка из этой деревни?

- Из этой, сынок. Да только нет уже деревни-то. Раньше знатная она была, в две улицы, даже магазин был, жили, работали и радовались. Теперь вот люди все разъехались, жалко.

- А где тут твой дом, дедушка? – спросил я. И тут же обратил внимание, что на улице вполне тепло и вообще лето, причем это подразумевается как-то само собой.

- Вон там дом мой, на горке, – дед махнул рукой в сторону действительно видневшихся домов, – заходи в гости, если хочешь.

Я приподнялся, чтобы рассмотреть куда именно указал мой собеседник, и вдруг ощутил, что лечу над землей. Мне было всё прекрасно видно, будто с популярных в наше время квадрокоптеров — и несуществующие ныне улицы, и занимающихся своими делами, давно канувших в лету жителей. И даже тот самый магазин, который оказался устроен в обычной избе. Я захотел спросить еще что-то у дедушки, оглянулся и, конечно же, проснулся.

Оказалось, что я совершенно замерз в палатке. Я с трудом разлепил затекшие во время сна веки и высунул голову наружу. Дождь на улице так и не прекращался. И ветер вместе с ним. Бр-р-рр-р. Какие тут могут быть дальнейшие поиски под дождем? Нужно возвращаться домой, в Новосибирск. Я собрал спальник и палатку, настроившись идти пешком под дождем десять километров до Коченево, откуда уже можно было уехать на электричке.

Колея идет как раз к нужной мне дороге Коченево-Шагалово
Колея идет как раз к нужной мне дороге Коченево-Шагалово

Но стоило мне подойти к дороге, как я увидел приближающийся со стороны Шагалово автобус. Повезло.

Дома я внимательно рассмотрел "сокровища ", найденный мной в Тропино. Металлическая накладка на рукоять ножа, пара гильз, сплющенная медная трубка, детский пугач, ржавый насквозь молоток, окисленная советская монета и алюминиевая ложка. Негусто.

Находки
Находки

Тем не менее, не могу сказать, что я тогда съездил неудачно. Само по себе ощущение тепла, уюта и спокойствия от того сна запомнилось хорошо. С тех пор считаю, что любое место, каким бы оно некомфортным ни казалось, следует уважать.