Знаете ли вы, кто такой Сергей Павлович Королев? Его считают отцом практической космонавтики, конструктором первых ракет и космических кораблей. О жизненном и творческом пути этого выдающегося человека и его вкладе в развитие космоса расскажем в этой статье.
Детство и первые впечатления
Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 года в Житомире. Брак его родителей не был счастливым. Они часто ругались. Поэтому в возрасте трех лет мальчика отдали бабушке и дедушке, проживавшим в городе Нежине.
Будущий конструктор впервые увидел самолет, когда ему было 5 лет. В Нежин приехал авиатор Сергей Исаевич Уточкин. В то время полеты его аэроплана производили сильнейшее впечатление на обывателей. Уточкин несся по небу на своем грохочущем аппарате, похожем на коляску с фанерной будкой и крыльями. А в это время с разных уголков земли за ним с восторгом наблюдали Александр Микулин — будущий конструктор двигателей для самолетов, Павел Сухой, впоследствии создавший ОКБ и знаменитые самолеты серии «Су», Игорь Сикорский — будущий создатель самолета-гиганта «Илья Муромец», гидропланов и вертолетов и Сергей Королев, с проектов которого начнется эра космических полетов.
Общество авиации
В 1923 году правительство обратилось к советским гражданам с призывом создать воздушный флот. Стали появляться общественные организации в поддержку отечественной авиации. Королев поспешил вступить в «Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма» и вскоре подготовил свой первый инженерный проект. Он разработал безмоторный самолет К-5, конструкция которого получила одобрение. Проект отправили в Центральную спортсекцию в Харькове для рассмотрения и выделения средств на строительство.
В 1924 году Сергей Королев поступил в институт в Киеве, но спустя 2 года перевелся в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Он продолжил работу над проектами планеров и сам пилотировал летательные аппараты. Его первый планер К-5 так и не был построен. Но на втором его планере пилот Константин Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета. В 1930 году на СК-3 летчик Василий Степанченок поразил всех зрителей, наблюдавших запуск аппарата в Коктебеле.
Мысль о космосе
Однажды в руки Сергею Королеву попал труд Константина Циолковского «Об исследовании мировых пространств реактивными приборами». В 1929 году по дороге из Одессы в Москву он заехал в Калугу и встретился с самим Константином Эдуардовичем. С тех пор им овладела мысль о космосе, он стал изучать реактивные двигатели и задумался о создании аппаратов, способных выйти за пределы атмосферы Земли. Спустя годы Королев рассказывал об этой встрече так:
«Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».
В 1930 году Сергей Королев стал старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Н.Е. Жуковского. В 1931-м вместе с изобретателем Фридрихом Цандером, увлеченным реактивной техникой и мечтавшим покорить космос, они добились создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1933 году она разработала первые советские ракеты — и ГИРД-Х. После объединения организации с ленинградской газодинамической лабораторией был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). В нем Королев стал заместителем директора по научной части, потом руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. За несколько лет отделом были подготовлены проекты моделей баллистических и крылатых ракет на разных типах топлива.
Лагерный период
Ночью 27 июня 1938 года сотрудники НКВД обыскали дом Сергея Королева и увезли его на Лубянку. Там ему объявили, что согласно показаниям директора РНИИ Клейменова, конструкторов Лангемака и Глушко, он состоит в троцкистской группировке. Целью последней был назван саботаж, а Сергей Королев и другие члены руководства института обвинялись в намеренном затягивании выпуска военной техники. Неизвестно, что пришлось перенести Королеву во внутренней тюрьме НКВД, но в итоге он дал признательные показания. Клейменов и Лангемак были расстреляны. Королев осужден на 10 лет. Из пересыльной тюрьмы в Новочеркасске конструктор был отправлен этапом во Владивосток, оттуда — в Магадан и Мальдяк.
Михаил Усачев
В конце 1938 года погиб летчик Валерий Чкалов. Виновным в его смерти был признан директор Московского авиазавода Михаил Усачев. Его обвинили в преступной халатности, допущенной при создании летной техники. Осенью 1939-го он также прибыл в Мальдяк и благодаря огромной физической силе быстро приобрел авторитет у обитателей прииска. Когда Усачев, став старостой, знакомился с территорией лагеря, он обнаружил своего давнего знакомого Сергея Королева лежащим при смерти в одной из палаток. Голод, тяжелая работа, а главное, цинга совершенно истощили его организм. Немедленно были приняты все возможные меры для спасения больного. Королева перенесли в лазарет, Усачев обеспечил ему дополнительное питание, урезав порции уголовных заключенных. Только благодаря Михаилу Усачеву, своевременно оказавшемуся в этом лагере, 28 февраля 1940 года великий конструктор вернулся в Москву.
Продолжение режима
В Москве Королева сразу же доставили на Лубянку. Сергей Павлович был приговорен особой комиссией к восьмилетнему заключению. Отбывать срок надлежало за работой в ЦКБ-29 НКВД.
После прииска на Колыме это место показалось Королеву курортом. В 1942 году в связи с военной обстановкой он был переведен в КБ при Казанском заводе, где спустя некоторое время возглавил группу по проектированию ракетных установок. В 1944 году его досрочно освободили. Доработав ракетные ускорители для военных самолетов уже в качестве вольнонаемного, Королев покинул Казань.
Ракетостроение
В 1945 году Сергей Павлович был командирован в Германию для изучения трофейной ракеты «Фау-2». После возвращения он стал начальником третьего отдела НИИ-88, на который была возложена задача по созданию советской ракетной техники. 10 октября 1948 года состоялся пуск первой отечественной баллистической ракеты Р-1. Она была воссоздана по готовым узлам на основе немецкой «Фау-2». В 1950 году на базе третьего отдела НИИ-88 было создано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1). Королева назначили его главным конструктором. Под его руководством в 1954 году ОКБ-1 выпустило ракету Р-5М, несущую ядерный заряд, а в 1956 году — первую межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.
Полеты в космос
4 октября 1954 года Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. На ракете-носителе этого же семейства «Спутник-2» в космосе побывала собака Лайка. И вот настал великий день исполнения давней мечты Королева: создан первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток-1». 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин облетел на нем вокруг нашей планеты. Затем состоялись полеты Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентины Терешковой. Стартовали корабли серии «Восход». В 1965 году по всему миру пронеслась новость: человек вышел в открытый космос. И это был советский человек, космонавт Алексей Леонов, покинувший шлюзовую камеру ракеты «Восход-2» на 12 минут 9 секунд.
Исследование луны
С 1959 года Королев руководил программой исследования луны, реализацию которой остановили после его смерти в 1966 году. Сергей Павлович начал разрабатывать проекты долговременной орбитальной станции и принципиально новые по устройству корабли серии «Союз», снабженные жилыми отсеками, но не дожил до их запуска.
Ведущий конструктор Сергей Королев прожил трудную жизнь. «Сквозь тернии к звездам» — этот афоризм практически буквально отражает его жизненный и профессиональный путь. Стойко пройдя через все испытания, Королев упорно двигался к своей цели — проложить для человечества путь в космическое пространство.
«Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение», — вспоминал космонавт Алексей Леонов.
Спасибо за внимание! Если вам понравилась эта история, подписываетесь на наш канал.