История государства - это история религий. Государство определяет религию. Религия определяет создание общественных союзов, которые, в свою очередь, создают историю государства. Следовательно, не только государство определяет религию, но и религия определяет государство. История религий - это история государств.
Так было и в Дагестане. С приходом арабов в 8 веке начал распространяться ислам. Как в свое время зороастризм наложился на тотемизм и вытеснил его, так теперь ислам наложился на зороастризм и постепенно стал его вытеснять. Уже не языческие обряды проводились в Дербенте и поселениях, уже звучал азан на утреннюю молитву, в новопостроенных мечетях горели огни для ночных богослужений, и даже главный зороастрийский храм Дербента был превращен в мечеть. За пределы Дербента распространился ислам, образуя единое целое с традициями и обычаями народов страны гор - так сплелись воедино культура и религия.
Но не было конца набегам на Дербент.
Хазары не оставляли попыток взять город штурмом, а в 1222 году к городу подступила татаро-монгольская рать. Не сумев осадить городские стены, монголы решили обойти город и двинуться на север. Но в 1239 году войска Чингисхана вернулись, более закаленные, более опытные и более многочиленные. Со всех захваченных земель набирал хан в свою рать молодых и здоровых рабов. Каждая взятая крепость дала опыт и решение изобретать новые стенобитные орудия, научила новой тактике боя и защиты. Молва о победах и жестокости воинов Чингисхана шла далеко впереди.
Орда расположилась под стенами города. Многочисленно было войско ее: куда ни кинь взгляд, были видны воины с оружием. Несметная тьма воинов.
Началась осада крепости. Все орудия, дотоле ведомые и неведомые жителям Дербента, были пущены в ход осаждающими.Ударялись бревна о толстые стены, били тараны крепкие ворота. На осаждающих сверху лилась кипящая смола и кипящее масло, сбрасывались камни. Крепки были стены Дербента: изнутри они были залиты известковым раствором, а снаружи, как панцирем, обложены камнями. Не брали их орудия. Но город на этот раз не выстоял. Монголо-татары захватили древний город и учинили в нем разруху. Дербент, еще недавно славившийся своей красотой, о котором повидавшие его отзывались как о рае на земле, теперь походил на жалкое глухое поселение. Плакали по усопшим в домах, мала стала численность жителей его, опустел город; лишь иго довлело над ним.
Взяв Дербент, монголо-татары двинулись через него дальше на юг Дагестана, преодолевая сопротивление в селах на пути за малочисленностью их защитников.
Дербент же остался под игом орды.
В 1395 году с Востока пришел еще один завоеватель - Темирлан. Огнем и мечом прошелся Темирлан по Дагестану. Как и его предшественник Чингисхан, Темирлан начал поход на Дагестан с Дербента. Надо сказать, что в Дагестане не было государственности и централизованной власти. Но соседние поселения и соседние народы приходили на помощь друг другу. Ворота Дагестана - Дербент - принимал на себя первый удар и либо задерживал захватчиков, либо становился первой жертвой войны.
Такова история Дербента. И его история неразрывно связана с историей Дагестана. Ворота ворот, как называли его арабы, был вратами страны гор, первым его форпостом.
Как птица феникс, восстанавливался Дербент из пепла, обретал новый облик, сохраняя прежний, во все времена был средоточием культур, конфессий и этносов. Средоточием ученых, музыкантов, поэтов. Сохранились крепостные стены города, особый колорит и легкая вуаль восточных мотивов.