В 1889 году посетители международной выставки в Париже могли восхищаться самыми разными достижениями той эпохи, которые продемонстрировали делегаты из десятков стран. Своеобразным символом мероприятия стала 300-метровая башня, сконструированная инженером Гюставом Эйфелем.
Некоторые архитекторы, писатели и художники высказывались против конструкции еще на стадии строительства. Не могли они смириться и с тем, что после окончания выставки башня, согласно договору Эйфеля с городскими властями, должна простоять еще 20 лет.
Противники считали, что этот стальной гигант попросту портит исторический облик города. Но история распорядилась так, что Эйфелева башня со временем стала одной из главных достопримечательностей французской столицы, и остается ею до сих пор.
Однако это знаменитое сооружение в свое время могла затмить другая башня, построить которую планировали к выставке 1937 года. Проект 700-метровой конструкции разработал инженер-строитель Эжен Фрейсине, внесший огромный вклад в создание предварительно напряженного железобетона.
За свою жизнь он реализовал много сложных концепций, но его грандиозная задумка относительно возведения самого высокого на тот момент сооружения осталась невоплощенной. Инженер предлагал построить башню, на вершине которой располагались бы ресторан, гостиница, смотровая площадка и световой маяк. Именно поэтому она получила название Phare du Monde, что в переводе на русский означает «Маяк мира».
Главной же изюминкой этого проекта были спиральные рампы с внешней стороны башни, которые должны были служить дорогой для автомобилей. То есть, по задумке Фрейсине, чтобы посидеть в самом высоком ресторане мира и полюбоваться оттуда на Париж, нужно было просто сесть на личный авто и ехать вверх до гаража, рассчитанного на 500 машиномест.
Проект был представлен на страницах журнала Modern Mechanix в 1933 году. В статье говорилось, что это гигантское сооружение, разработанное французским инженером для Парижской выставки 1937-го, затмит все существующие строения, включая Эйфелевую башню и американский небоскреб Empire State Building; высота последнего с учетом шпиля достигает 443 м.
По подсчетам Фрейсине, на возведение этой необычной башни понадобилось бы в два раза меньше средств, чем на конструкцию Эйфеля. Разумеется, несмотря на авторитет инженера, многие скептически отнеслись к его концепции. Даже тех, кто не сомневался в технической стороне вопроса, интересовали вполне обычные вещи. Например, как избежать аварий при таком движении? Не закружится ли голова во время езды по спирали?
Сегодня подобный проект может показаться безумным и вызвать неоднозначную реакцию. Но тогда в прессе уверенно говорили, что Phare du Monde украсит очередную Всемирную выставку в Париже. Этого не случилось, и на различных открытках и плакатах мероприятия 1937 года снова центральное место занимала Эйфелева башня.
Читайте: «РЖД-Сити» — новый масштабный проект столицы за 72 млрд руб.