В декабре 1942-го года части 6-й армии генерала Паулюса, окруженные под Сталинградом, еще представляли из себя значительную силу, которая оказывала значительные сопротивление частям Красной армии. В тех боях участвовало семь отдельных гвардейских танковых полков прорыва, в которых воевали либо английские танки “Черчилль”, либо отечественным танками КВ-1С. На примере 1-го отдельного гвардейского танкового полка постараемся понять, что же пережили тогда советские танкисты.
Надо сказать, что части этого танкового полка действовали совместно с легендарной 54-й гвардейской стрелковой дивизией, которая уже успела отметиться в боях за Сталинград. В ночь с 7го на 8 декабря произошла заминка: танкисты не успели выехать на исходные позиции, поэтому пришлось менять дислокацию. Но в последующем, стремительной атакой советские КВ-1С ворвались на позиции противника, и взаимодействуя с пехотой прорвала немецкую оборону. Бой длился практически весь день до наступления темноты, в результате чего танки израсходовали запасы топлива и снарядов.
Был уничтожен 1 танк противника, 8 противотанковых орудий, 18 солдат и офицеров. При этом, потери со стороны 1-го гв. ОТПП были низкими: 2 подбитых танка. На следующий день, 9 декабря 1942-го года произошло крупное сражение, в котором наступали уже немцы. Согласно боевому журналу, в этой атаке участвовало 40 средних и тяжелых танков, в направлении высоты 124,2. Пока части 51-й гв. стрелковой дивизии приняли на себя фронтальный удар, 1-й гв. ОТПП атаковал немцев с фланга, разгромив его, однако пассивность пехоты не позволила завершить успех. В этот день было уничтожено 12 танков противника.
Потеряно же 3 танка подбитыми, 2 танка сгорело, и один танк пропал безвести. Куда уж подевался этот танк входе схватки, совершенно не ясно, может под шумок немцы угнали. При этом, командование полка, подчиненное командиру дивизии в итоге жаловалось на неправильное использование танков, на то, что разведанные к ним не поступали, постоянно нарушалось взаимодействие танков с пехотой, изменялись исходные позиции прямо перед началом боя. Под конец отчета командир полка гвардии-полковник Павловский записал:” командир 51 г.с.д. не разрешил выводить танки из поля боя, когда танки израсходовали боеприпасы, благодаря чему танки подверглись 2-х часовому обстрелу”.
Тем самым, несмотря на успешные действия, советские танковые командиры отмечали тот факт, что подчинение их пехотным подразделениям вызывает трудности, ибо последние не особенно себе представляют методики танкового сражения, и в тактическом плане действуют безграмотно.