Найти тему

8 причин депрессии у детей. Как справиться?

В настоящее время депрессии лидируют среди психических расстройств. Не является исключением и детская депрессия.

Ранее я написала статью «Если ваш малыш грустит...» В ней я подробно рассказываю, чем детская депрессия отличается от депрессии взрослого человека и как ее распознать. Если для вас эта тема актуальна, почитайте. В данной статье я расскажу об основных причинах, приводящих детей к депрессивному расстройству и о путях решения данной проблемы.

Сама по себе тема депрессивных расстройств у детей вызывает много дискуссий и сложностей.

Почему?

1. Чем младше ребенок, тем труднее выявить у него данное расстройство. Это связано с возрастными особенностями созревания нервной системы. Проявления депрессии у детей существенно отличаются от таковой у взрослых (Читайте в статье «Если ваш малыш грустит»)

2. Родители часто не замечают, что их ребенок болен. А когда им об этом говорят специалисты, они это отвергают. Им нелегко принять известие, что в их благополучной семье, где с их точки зрения все здоровы, родился психически больной ребенок. Они стыдятся этого, скрывают и своевременно не обращаются к врачу. Родители списывают изменения в поведении ребенка на его плохой характер: «он весь в папу» (маму) и тому подобное. Если это подросток – родители считают, что у него «просто переходный возраст». Согласно Российскому законодательству, если ребенку не исполнилось 15 лет, для его осмотра и лечения требуется согласие родителей (для детей, страдающих наркоманией – до 16 лет). А если родители не видят проблемы, соответственно они не приведут ребенка к психиатру.

3. Следующая сложность – ограниченное количество лекарственных средств, разрешенных к применению у детей до 18 лет. Почему это происходит? Для того, чтобы лекарство было разрешено к применению, оно должно пройти многоступенчатую проверку. Как вы думаете, проводятся ли исследования эффективности и безопасности лекарственных средств у детей? Надеюсь, вам известно, что нет. Из этого следует, что лекарство не может быть разрешено к применению не потому, что оно более токсичное или не эффективное, а просто потому, что до конца не изучено, как на него откликнется организм ребенка.

Из всего этого вытекает проблема – более половины детей и подростков, страдающих депрессивными расстройствами, не получают своевременной медицинской помощи. Обращаются родители тогда, когда требуют этого учителя, либо когда поведение ребенка уже явно выходит за общепринятые рамки и представления о норме.

Чего мы боимся при депрессии?

Неуспеваемости в школе? Это, конечно важно, но боимся другого – детского суицида. Для депрессий в младшем детском возрасте характерна низкая частота попыток самоубийств, однако у подростков риск совершения суицида значительно возрастает. Решение о самоубийстве они, как правило, принимают при существовании острых психотравмирующих факторов: сильной ссоры, избиения, изнасилования. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Что же может привести к депрессии ребенка?

1. Определенную роль играет так называемая «неполноценная органическая почва» (тяжело протекающая беременность у матери, мать перенесла инфекцию во время беременности, тяжелые роды, гипоксия плода, обвитие пуповиной и асфиксия.)

2. Важную роль играет наследственная предрасположенность - Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.

3. Следующий важный фактор - патологические семейные отношения. Частые семейные скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания, неправильные приемы воспитания, например, «мама разрешила, а папа наказал». Или: «сегодня это можно делать, а завтра за то же самое почему – то ругают». Гиперопека и гипоопека, то есть ребенка очень опекают в семье или наоборот, не занимаются им вообще. И то и другое– плохо.

4. В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие неспособности построить межличностные отношения. У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

5. Пусковым механизмом нередко являются частые переезды,объясняемые особенностями работы взрослых. Постоянная смена места жительства не дает ребенку возможности «обжиться» в новой среде, проявить свои таланты, обрести приятелей и друзей. Отсутствие принадлежности к постоянной детской «группировке» лишает ребенка общения со сверстниками.

6. Существуют личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается чаще у тревожно-мнительных, интровертированных, неуверенных в себе детей.

7. Распространенные причины детских депрессий – действие экстремальных стрессовых факторов, которые малыш и подросток трактует, как опасные и непреодолимые. Дать старт депрессивным расстройствам могут:

  • тяжелая болезнь, инвалидность, смерть близких родственников;
  • несчастный случай, в результате которого пострадал близкий человек;
  • вынужденное ограничение деятельности из-за опасных заболеваний, травм или проведенных операций;
  • разлука с близкими людьми;
  • физическое насилие со стороны сверстников или родителей;
  • пережитые сексуальные домогательства или надругательства;
  • моральный прессинг, исходящий от взрослых членов семьи, преподавателей, членов коллектива;
  • пережитая автомобильная авария;
  • насильственное ограничение свободы;
  • предвзятое отношение учителей, завышенные требования, несправедливая критика.

8. В подростковом возрасте на первый план выступают вопросы, связанные с внешностью. Юноши и девушки болезненно переживают наличие у них реальных и мнимых дефектов. Для подростков неприемлема мысль, что они не соответствуют вымышленным стандартам красоты. Начало депрессии в подростковом возрасте может быть связано с переживаниями из-за несчастной первой любви. Отсутствие внимания со стороны понравившегося ровесника подталкивает к раздумьям об ущербности. Подросток записывает себя в ряды непривлекательных и неинтересных особ, существенно раздувая размер имеющихся или придуманных недостатков.

Что делать?

Важно:

1. Своевременно обратиться к врачу. Я рекомендую, если имеется стойкое снижение настроения у ребенка, не тянуть, а обратиться к психиатру. Психиатр оценит степень имеющегося расстройства. При тяжелой депрессия понадобится стационарное лечение, если это легкой или средней степени тяжести депрессивный эпизод – возможно получится справиться амбулаторно. Если понадобятся медикаменты, надо будет принимать. Психиатр работает в тесной взаимосвязи с психологом и врачами общей практики, поэтому, в случае необходимости, с целью исключения телесных расстройств, отправит на консультацию к другим докторам. К психологу отправит обязательно – во-первых для проведения экспериментально-психологического исследования с целью выявления особенности личности и определения степени выраженности психического расстройства. Во-вторых – ребенку обязательно нужна работа с детским психологом для формирования уверенного поведения, развития своих сильных сторон и работой над слабыми.

2. Необходимое условие для устранения депрессивного состояния у ребенка – устранение психотравмирующих факторов. Родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку, приложить усилия для создания доверительных отношений внутри семьи. Необходимо, чтобы в доме была благоприятная теплая обстановка. Взрослым следует избавиться от привычки критиковать ребенка и выдвигать ему невыполнимые требования. Если это не получается самостоятельно – целесообразно обратиться за помощью к семейному психотерапевту.

Требуется консультация специалиста.

Автор: Наталья Холодова. Врач-психиатр-психотерапевт высшей категории. Опыт работы 18 лет. Эксперт в области психического здоровья. Автор методических пособий для пациентов, книг, тренингов, вебинаров. Личный коуч по достижению успешности. Тренер по обучению суггестивным методам (техникам внушения).

!!! Приглашаю Вас на мой Бесплатный вебинар: ТРАНСФОРМАЦИЯ: Победа над психологическим выгоранием и достижение успехов во всех сферах жизни.

https://mnlp.cc/mini?domain=psycho&id=3

!!! Приглашаю Вас на мой семидневный бесплатный тренинг: https://mnlp.cc/mini?domain=psycho&id=1

Если Вам необходима моя индивидуальная консультация,

записаться можно, пройдя по ссылке: http://psycholod.ru/

Представляю Вашему вниманию свою книгу: «ТРАНСФОРМАЦИЯ: победа над психологическим выгоранием и достижение успехов во всех сферах жизни».

Приобрести ее можно пройдя по ссылке:

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fridero.ru%2Fbooks%2Ftransformaciya_pobeda_nad_psikhologicheskim_vygoraniem_i_dostizhenie_uspekha_vo_vsekh_sferakh_zhizni%2F&el=snippet

· Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCkgp6gvZrsGW4MDcUJAc4_A

· Инстаграм: https://www.instagram.com/psychoterapevt.kholodova