То не град идет
То не дождик льет,
Не пшеница-то,
Со гречихою
Градом побиты.
Дождем политы…
То картечь летит,
То мечи звучат,
То людская кровь
Льется на землю.
****
Народный фольклор – наше достояние на все времена. Композиторы разных эпох ставили своей целью изучение, собирание, музыкальное оформление и переложение на ноты ходивших в народе песен. Не стала исключением и Отечественная война 1812 года – поистине народная война, принесшая свои музыкальные плоды в виде солдатских и крестьянских песен.
Пожалуй, самым известным их собирателем стал Вильгельм Наполеонович Гартевельд (1859 – 1927). Выходец из Швеции, после окончания Лейпцигской консерватории он перебрался в Россию. Настоящая слава пришла к композитору после того, как он увлекся фольклором и занялся собиранием «исторических» и «народных» песен.
Помимо собирания «каторжного фольклора» Гартевельд был также известен своим сборником «1812 год. 35 русских и французских песен, маршей, танцев и пр. эпохи вторжения Наполеона I в Россию в 1812 году». Композитор отмечал, что солдатские песни «в большинстве случаев поют запевало и хор, причем мелодия в разных куплетах подвергается иногда довольно значительным изменениям».
К 175-летию войны 1812 года единственным тогда в СССР производителем аудиопродукции – фирмой «Мелодия» - был выпущен комплект из пяти долгоиграющих пластинок. В записях военной музыки, песен и романсов приняли участие многие видные исполнители того времени, в том числе капельмейстеры, артисты Императорской Мариинской оперы в Петербурге Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, солдатские хоры, московский хор И.И. Юхова, хор храма Христа Спасителя, знаменитые московские протодиаконы - обладатели феноменальных голосов Константин Розов и Александр Здиховский, а также популярные певцы Ю. Морфесси, В. Сабинин.
Кроме военной музыки были записаны солдатские песни, романсы, исполненные известными артистами, в обработке Гартевельда. Эти песни являлись в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только в солдатской или казачьей среде, но и получили широкое распространение во всех слоях русского общества.
****