Послушаем мнение и несколько комментариев к нему.
Я не могу сказать, что делали Битлы для настройки своих гитар на сцене, но могу рассказать вам, что я делал в 60-х, когда в те годы играл на электрогитаре в своей рок-группе. Я использовал вот это.
Это «настроечный свисток» (духовой камертон). Он даёт ноту Ля. Вы дуете в него, затем настраиваете ноту Ля на гитаре, а затем настраиваете все остальные струны в соответствии с той струной, которая, как вы теперь знаете, настроена правильно. У меня также был духовой камертон на семь нот, бывают и такие.
Другой инструмент — это камертон-вилка.
Это намного более «элегантно», но возникали некоторые проблемы с его использованием, когда на сцене было много шума. Он даёт всё ту же самую ноту Ля. Вы должны ударить им по чему-нибудь, поднести его к уху, запомнить звук, а затем настроить соответствующую позицию на гитаре.
Возможно, вам придется повторить этот процесс пару раз, потому что после удара о какую-либо поверхность и поднесения к уху вы должны как-то положить его, а затем настроить гитару. В случае «свистка», вместо этого вы продолжаете одновременно дуть и настраивать. Также свисток звучит намного громче вилки. Но вилка имеет гораздо более точную высоту.
Я до сих пор люблю настраивать свою классическую гитару с такой вилкой, когда играю один дома. Звук идеальный и приятный, и мне нравится верить, что в тот момент, когда я настраиваю струну, это тренирует моё ухо.
Камертон-вилку не обязательно держать рядом с ухом. Если вы прислоните ножку к почти любой плоской поверхности, она усилит вибрацию, и вы сможете очень хорошо услышать звук. Если эта плоская поверхность представляет собой корпус гитары (который, по сути, является усилителем), вы можете одной рукой удерживать камертон на гитаре, а другой рукой настраивать струну.
Несомненно, что хотя бы иногда Пол и Джордж использовали для этих же целей губную гармошку. Давайте посмотрим сами (картинки ниже можно листать)...
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
А вот ещё один исторический духовой камертон.
Если вы поместите ножку звучащего камертона-вилки на бридж акустической или классической гитары, вибрация вызовет ноту Ля на деке, как если бы вы защипывали струну с этой прижатой нотой. Хотя это действительно работает, я не советую ставить стальной камертон таким способом на деку акустической гитары из мягкого дерева (есть риск её просто поцарапать).
Многие также не осознают, что магнитные звукосниматели электрогитары также обнаруживают и усиливают сигнал от вибрирующей стальной камертонной вилки, если вы поместите эту вилку прямо рядом со звукоснимателем! Так что вы можете использовать этот предмет и для настройки электрогитары.
Кстати, хотя на практике я уже редко использую его, я всё ещё держу такой камертон в одном из своих гитарных футляров. Такие камертоны почти неразрушимы и никогда не разряжаются...
***
Учат ли преподаватели по игре на гитаре своих новых учеников пользоваться камертоном? К сожалению, большинство гитарных инструкторов работают в музыкальных магазинах, и их работа заключается в продаже оборудования. Поэтому современным гитаристам рассказывают, как пользоваться электрическим тюнером, который можно купить в магазине.
Норма прибыли от камертона ниже, чем от электронного тюнера (последний стоит дороже), и, в отличие от камертона, он требует батарей, которые рано или поздно потребуют замены. Если гитарист научится пользоваться камертоном, ему никогда не придётся покупать тюнер или батарейки для праздника в своей жизни.
Примечание: и всё же, современные электронные устройства удобнее и, в конце концов, позволяют настроиться быстрее, надёжнее и точнее.
***
Ну что же, остаётся только добавить, что камертон-вилка божественно звучит, если приставить его ножку к собственной голове :-)