Найти в Дзене

Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры

В предыдущей статье я рассказывала о том, как в средневековой музыкальной культуре античное представление о музыке было переосмыслено в духе христианской сакральной символики. Это, безусловно, повлияло на характер музыки, звучащей в церкви.

Важно было также и то, как исполнялась церковная музыка. Чтобы максимально приблизить музыку к духовным сферам бытия, христианская церковь первоначально отвергла её инструментальный вариант. Таким образом, музыка, звучащая в храме – это, прежде всего, звуки человеческого голоса - «совершенного» инструмента, данного людям самим Богом. (В православии эта традиция остаётся неизменной до сих пор, а в католической службе с VIII века разрешено использование орга́на).

Важным было и то, что звучащая в храмовом действе (богослужении) музыка являла собой неразрывный синтез со словом - то есть, её главной функцией было усиление эффекта от проповеди. Певчие (только мужчины или мальчики) исполняли библейский текст на латыни и в унисо́н (одноголосно), что символизировало единство христианской церкви и согласие верующих.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Поющие и музицирующие ангелы.
Ян ван Эйк. Гентский алтарь. Поющие и музицирующие ангелы.

В VII веке, под руководством главы католической церкви папы римского Григория I, была проведена систематизация и отбор напевов и текстов, наиболее соответствовавших церковной идеологии, которые составили сборник канонических песнопений, приуроченных ко всем датам церковного календаря. Они получили название «григориа́нские хора́́лы». В последствии эти песнопения стали основой главного католического богослужения – ме́ссы.

Мелодии григорианских хоралов отличались медитативным характером и простотой, за что такой вид пения получил название cantus planus («плавный или простой распев»).

Ф. Сурбаран. Папа Григорий I.
Ф. Сурбаран. Папа Григорий I.

Развитие средневековой культуры, её усложнение требовало от католической церкви умения приспосабливаться к новым условиям. И если романскому стилю в архитектуре соответствует одноголосие, то более сложные готические конструкции и храмовые интерьеры неминуемо должны были вызвать к жизни более сложные музыкальные формы. Поэтому, постепенно, в служебные песнопения начинает вводиться многоголо́сие (полифо́ния), чей расцвет приходится на XII-XIII века.

Именно в этот период создаётся жанр церковной музыки, получивший название мелизмати́ческий орга́нум. В его основе всё тот же неизменный григорианский хорал, который звучит в нижнем регистре, в то время как верхний голос получает определённую свободу. Более подвижный и лёгкий, он словно «парит» над основой, «плетёт узоры и орнаменты» усложнившейся мелодии.

-3

Еще более сложный вид музыкального исполнительства представляет собой моте́т (от фр. mot – «слово») - один из любимых жанров позднего средневековья не только церковной, но и светской музыки. Необычен принцип его строения: один из голосов исполняет традиционный латинский григорианский хорал, а остальные голоса (обычно два или три), в это время, «ведут» собственные самостоятельные мелодические линии. Причём каждый из исполнителей поёт текст, не совпадающий с другими, а иногда в мотете звучат тексты одновременно на разных языках!

Мотет считался жанром для избранных – утончённых слушателей и интеллектуалов. Иоанн де Грохейо – средневековый композитор и теоретик музыки писал следущее:

«Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах».

Со временем в Европе (XII-XIII века) появляются целые композиторские школы и первые знаменитые имена. Так самой значительной школой музыкального искусства была парижская школа Нотр-Да́м, а её виднейшими представителями – композиторы Пероти́н Великий и Гильо́м де Машо́.

Возможно, что средневековая музыка и не достигла бы таких высот и не получила столь бурного развития, если бы не изобретение нотной записи. Каким образом она появилась, и кто был её изобретателем - об этом читайте в следующей публикации.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Больше о средневековой культуре Западной Европы читайте здесь:

Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Романская архитектура. Храмы.
Романский стиль. Скульптура и живопись.
Романская архитектура. Рыцари и замки.
Средневековый город - колыбель готического стиля.
Готические соборы - архитектура стремящаяся к Богу.
Готический стиль в скульптуре и живописи.
"Полны чудес сказанья, давно минувших дней..." Средневековый героический эпос.
Кто такие трубадуры, и какие стихи они посвящали Прекрасным Дамам.
Умереть от любви или за любовь. Средневековый рыцарский роман.
Средневековая городская литература.
Ваганты. Кто они и о чём писали?
Средневековая музыка - символика чисел
Средневековая музыка. Григорианский хорал и другие жанры.
Средневековая музыка. Создание нотной записи - великая реформа Гвидо из Ареццо.
Светская музыка средневековой Европы.
Как в Европе родился профессиональный театр, и какие действа в нём разыгрывали.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.