Найти тему
Ваш Реставратор

Пропаганда? Реклама? Лубок!

Оглавление

Свиток-лубок “Сказ про мужика лукавого Василия Федорова, что в стране немецкой царем сидел”, 1917 г.

Свиток-лубок 1917 г.
Свиток-лубок 1917 г.

В нашу мастерскую на реставрацию попало вот такое интересное издание – свиток-лубок начала XX века. Свиток очень интересный, яркий и привлекательный, с чудесными иллюстрациями. И хотя нам не известны подробности судьбы именно этого свитка, мы решили поделиться с вами историей лубка в целом. Ведь именно он стал прародителем такого жанра, как комикс.

Лубок – потешный лист, простовик, народная малотиражная гравюра. Любимый и популярный в народе литературно-изобразительный жанр. Простые и понятные, часто юмористические и сатирические тексты на самые волнующие темы. Яркие картинки, которые дополняют текст или даже заменяют его для тех, кто не умеет читать. Лубок печатали на бумаге, вырезали на дереве или гравировали – например, на меди. Крестьяне и мещане часто вешали такие лубки на стены, украшая такими произведениями свои жилища.

И помолиться, и потешиться.

Многие считают лубок русским национальным изобретением. Но специалисты утверждают, что родина его – Китай. В протестантской средневековой Европе лубок часто использовали для религиозных тем, он представлял собой более простой и дешевый вариант икон с текстами-подписями. А вот во Франции печатали лубки и на фривольные темы. На Руси с XVII века религиозные лубки были запрещены, и чаще всего в таком жанре печатали сказки, житейскую мудрость, юмористические и сатирические истории. Но благодаря своей популярности и доходчивости лубок часто использовался для агитации и пропаганды.

Например, вот этот лубок 1917 года издания – пропаганда времен Первой мировой войны, выполненная в виде сказки. Ее герои – былинный богатырь Илья Муромец и удалой казак – должны были укрепить веру народа в победу над басурманским царем Василием Федоровым, германским императором и королем Пруссии Вильгельмом II. И казак появляется в этой сказке не случайно – это явный намек на героя и первого георгиевского кавалера этой войны, казака Козьму Крючкова. Агитация эта выпущена, по всей видимости, в рамках рекламной кампании “Заем Победы”. Все пропагандистские силы тогда были брошены на популяризацию государственных военных облигаций, с помощью которых империя собирала у народа деньги на ведение боевых действий. К началу XX века такие лубки издавались 60-ю типографиями по всей России. И работали на этом поприще лучшие художники и иллюстраторы того времени.

Лубок 2.0: плакат и комикс.

Почему же после революции лубки перестали издавать? Неужели агитация и пропаганда перестали быть нужны? Наоборот, литературоведы и историки искусства утверждают, что советская власть вовсю пользовалась этим жанром. Только вот лубок, как пережиток “старого режима”, модифицировался в советский агитационный плакат. И исполнение стало более “пролетарским” – над этим потрудились Владимир Маяковский и Александр Родченко, Максим Горький и Алексей Радаков. А вот на Западе лубок превратился в комикс.

К сожалению, таких свитков-лубков, как этот “Сказ про мужика лукавого Василия Федорова, что в стране немецкой царем сидел”, в наши дни сохранилось немного. И работа по реставрации такого издания – это наша очередная профессиональная удача и большая честь. Мы приглашаем вас понаблюдать за процессом реставрации в нашем видеоролике.

А также предлагаем познакомиться с текстом это наивной, но веселой сказки в нашей публикации – мы не нашли этого текста в сети и решили поделиться им сами.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook