.
.
Кто все таки интереснее, одареннее как поэт, Игорь Северянин или Константин Бальмонт? Это трудный вопрос, хотя, мне все таки кажется, что Игорь Северянин одареннее, революционнее в средствах языка, и звучнее Бальмонта, не смотря на всю ту кулинарную пошлость, которую он описывал... Мне кажется, из обоих не получились большие поэты, и обоих при несомненном большом даре постигла неудача. Все таки у них не только разная поэтика , но и разная поэтическая родословная. Оба происходили из дворянского офицерства, говоря о семьях. Но у Северянина больше выражена эстетика мещанского сословия , (поэтически идущая от традиции Фофанова) , у Бальмонта же выражена эстетика русского , в чем то тургеневского аристократизма , а в чем -то французского символизма. У лучшего Бальмонта это хорошо сочетается. Язык Бальмонта при всей своей некоторой искусственности, русский. Язык же Игоря Северянина - язык с налетом иностранщины. Но все таки Игорь Северянин продолжился в раннем Борисе Пастернаке, отчасти в раннем Маяковском. Бальмонт же, как мне кажется, ни в ком не продолжился, разве в раннем Хлебникове.
-—
ФАНТАЗИЯ
.
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?
Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль,-
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.
К Бальмонт 1893
от этих стихов конечно что то взял Северянин, как и от стихов ниже, К Елене. А Печаль Луны Бальмонта конечно от Верхарна.
.
К ЕЛЕНЕ
.
О Елена, Елена, Елена,
Как виденье, явись мне скорей.
Ты бледна и прекрасна, как пена
Озаренных луною морей.
Ты мечтою открыта для света,
Ты душою открыта для тьмы.
Ты навеки свободное лето,
Никогда не узнаешь зимы.
Ты для мрака открыта душою,
И во тьме ты мерцаешь, как свет.
И, прозрев, я навеки с тобою,
Я — твой раб, я — твой брат — и поэт.
Ты сумела сказать мне без речи:
С красотою красиво живи,
Полюби эту грудь, эти плечи,
Но, любя, полюби без любви.
Ты сумела сказать мне без слова:
Я свободна, я вечно одна,
Как роптание моря ночного,
Как на небе вечернем луна.
Ты правдива, хотя ты измена,
Ты и смерть, ты и жизнь кораблей.
О Елена, Елена, Елена,
Ты красивая пена морей.
.
К. Бальмонт
.
ПЕЧАЛЬ ЛУНЫ
.
Ты мне была сестрой, то нежною, то страстной,
И я тебя любил, и я тебя люблю.
Ты призрак дорогой... бледнеющий... неясный...
О, в этот лунный час я о тебе скорблю!
Мне хочется, чтоб ночь, раскинувшая крылья,
Воздушной тишиной соединила нас.
Мне хочется, чтоб я, исполненный бессилья,
В твои глаза струил огонь влюбленных глаз.
Мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки,
Под лаской замерла, и целовал бы я
Твое лицо, глаза и маленькие руки,
И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся — твоя!»
Я знаю, все цветы для нас могли возникнуть,
Во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне.
И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:
«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»
К. Бальмонт, 1903
КАСАЯСЬ СРАВНЕНИЯ ПОЭТИКИ БУНИНА И БАЛЬМОНТА
.
.
Другой вопрос, это например сравнение поэтики Бунина с поэтикой Бальмонта. Можно ли найти между двумя поэтами признаки родства? С одной стороны можно, как известно до ссоры с с Буниным, Бальмонт даже посвящал Бунину стихи, (по крайней мере одно такое стихотворение у Бальмонта известно.)Их поэтику иногда что то роднит, с той разницей, что Бальмонт тянулся к изысканности, (и был более изыскан в слове) а Бунин - чуждый декаданса тянулся к изяществу , как лирической ясности и простоте. Бунин - был чужд формальным поискам в слове, в отличие от Бальмонта, по христиански очень различал свет и тьму. Бальмонт не чисто природен, а скорее природен в своей стихийной-космичности, природа у Бальмонта как у символиста - отражение Космоса. Когда как природа Бунина по русски суверена, и более связана с Богом, (как началом добра и любви) чем с Космосом, в котором есть все. Интересно, и то, что в отличие от Набокова, любящего Есенина, Бунин Есенина не любил. Любил ли Бальмонт Есенина, другой вопрос. Кстати, помимо Хлебникова, от Бальмонта, что -то взял и любящий его Есенин.
.
КОВЫЛЬ
.
Точно призрак умирающий,
На степи ковыль качается,
Смотрит месяц догорающий,
Белой тучкой омрачается.
И блуждают тени смутные
По пространству неоглядному,
И, непрочные, минутные,
Что-то шепчут ветру жадному.
И мерцание мелькнувшее
Исчезает за туманами,
Утонувшее минувшее
Возникает над курганами.
Месяц меркнет, омрачается,
Догорающий и тающий,
И, дрожа, ковыль качается,
Точно призрак умирающий.
К. Бальмонт (И.А. Бунину)
_______
P. S.
Впрочем, отношения Бальмонта и Есенина не назовешь простыми...Вначале два поэта дружили, во всяком случае общались, вместе выступали. Но после революции поссорились. Есенин позволял себе позднее ехидные высказывания в адрес Бальмонта, которым ранее зачитывался.