Найти тему

Николо-Угрешский монастырь в Рождество эпохи Ковида

В эти непростые ковидные времена попасть в одну из главных православных жемчужин Подмосковья - Николо-Угрешский мужской монастырь удалось только с третьей попытки, во истину Бог любит троицу. В первый раз, в период золотой осени, полюбовался только уникальной Палестинской стеной, во второй раз - после посещения в Дзержинском (о самом городе почитать можно тут) оленьей фермы - думал, заглянуть, благо не далеко - пару километров, но не тут-то было. В третий раз я узнал расписание вечернего богослужения - прикатил на автобусе, Святые ворота с надвратной башней были открыты для всех желающих.

Стена монастыря золотой осенью
Стена монастыря золотой осенью
Святые ворота монастыря
Святые ворота монастыря

- Молодой человек, здесь нельзя фотографировать! - Окликнул меня в проёме ворот охранник, на удивление, истинный славянин, - могу показать надпись.

- Да верю! - тяжело выдохнул я и спрятал устройство в сумку.

При этом блюстителя порядка совершенно не смутила парочка, которая  рядом со мной на телефон китайского производства с улыбкой запечатляла колокольню. Видимо, с зеркалкой наперевес я вызываю подозрение.

Наконец-то внутри.

Колокольня
Колокольня

Датой создания Николо-Угрешского монастыря считается 1380 год, основан великим князем Димитрием Ивановичем Донским. В 1380 году, в честь победы на Куликовом поле, на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца, великий князь основал обитель. Предание ясно гласит, что именно в этом месте войско московского полководца остановилось перевести дух. Явление иконы укрепило легендарного воина в веру в победу, от радости он произнёс: «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским. Обитель была ктиторским монастырем, то есть основанная и поддерживаемая благодетелями.

В 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии.  В 1833 году настоятелем монастыря был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым  назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши. Именно святитель Игнатий рекомендовал святителю Филарету, тогдашнему Московскому митрополиту, назначить на должность настоятеля иеромонаха Оптиной пустыни Илария, который в дальнейшем смог поднять монастырь практически с колен, ему на это понадобилось восемнадцать лет – с 1834 по 1852 гг. Советская власть внесла значительную лепту в историю обители. 1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившая название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий.В 1925 году монастырь был полностью закрыт. Только в 1991 году монастырь возвращён православной Русской церкви,  началась реставрация многих строений, возведены новые храмы. Былое величие монастыря возвращено.

Николо-Угрешский Монастырь
Николо-Угрешский Монастырь

Выпавший накануне снег, на радость всем, по-прежнему блестел и окутывал белоснежной сказкой землю - редкость в московском регионе уже пару сезонов, так точно. Белая высоченная шестиярусная колокольня в 93 метра, гармонично вписывалась в эту сказку, сливаясь с сугробами. А ведь данная колокольня - самая высокая в Подмосковье! Построена она была во времена правления Елизаветы Петровны, в 1761 году по проекту И.П. Жеребцова, правда, тогда ее высота составляла всего 74 метра, а на втором ярусе в 1840 году была устроена церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. И только в 1850 году было достроено ещё три яруса.

Прежде чем перешагнуть через врата колокольни в самое сердце монастыря, я огляделся - вдруг что-то ещё нельзя и  сзади меня уже кто-то бежит, догоняет предупреждать. Нет, никто не бежал, а вот часть территории, включая подход к пруду, был загорожен лентой.

В проёме колокольни я наткнулся на любопытный артефакт, так сказать: подлинный фрагмент, написанный на старославянском языке «Стихотворное произведение об основании Николо-Угрешского монастыря XVIII век». Рядом перевод на современный русский язык.

Наконец-то вошел.

"Стихотворное произведение об основании Николо-Угрешского монастыря XVIII век»
"Стихотворное произведение об основании Николо-Угрешского монастыря XVIII век»
"Стихотворное произведение об основании Николо-Угрешского монастыря XVIII век»
"Стихотворное произведение об основании Николо-Угрешского монастыря XVIII век»

Слева - молодые вечнозеленые туи на своих веточках удерживают снежные хлопья, а за ними в самом углу - жёлтого цвета Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", построенный в 1860 году, по проекту А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, поэтому неудивительно его видеть примыкающим к больничному двухэтажному корпусу. Храм имеет пять глав на шатрообразной кровле, когда-то он был крыт белым железом, внутри, под высокими каменными сводами, находился трехъярусный  темно-синий иконостас с золоченными карнизами, оканчивающийся вверху полукружием. Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворенного в серебряном золочёном окладе, древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золочёной раме. Храму не повезло, в 1920-х годах он был закрыт и полностью разграблен, восстановили только в конце девяностых.

На другом конце корпуса ещё одна примыкающий храм - Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1869-1870 гг. при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. Инвестором выступил столичный купец - Д.П. Рогаткин. Храм небольшой, но замечательный: с ажурными пятиглавами, выполненный в духе барочных церквей XVII-XVIII вв. В не самые лучшие времена здесь были устроены коммунальные квартиры.

Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

А вот справа - древнейший храм Николо-Угрешского монастыря. В годы правления Романовых в XVII веке, специально для приема царей и иных важных персон (а гостить в этих местах они все любили) построили двухэтажное каменное здание - Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Успенская церковь построена в 1763 г. на месте упраздненных Государевых палат.  С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница) красновато-бордового цвета, с востока возвышается та самая колокольня. Сама церковь занимает верхнюю часть здания, а первый этаж заняла церковь святых ап. Матфея и вмц. Параскевы Пятницы. В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской, в ней сейчас находятся частицы мощей Николая Угодника и целителя Пантелеймона. А ещё к Успенской церкви пристроена башня-беседка, переделанная из крепостной башни XVII в.

Успенская церковь (вдалеке)
Успенская церковь (вдалеке)

Людей в монастырь прибывало - неудивительно, на календаре Рождество Христово. Украсив молодые, высокие ели с богатыми шишками на зелёных густых ветках гирляндами, установив рядом фигурки ягнят, пыжиков, картонных людей, а также устлав пространство копнами сена - организаторы воспроизвели библейский сюжет рождения Христа. Много любопытных пришло посмотреть на это великолепие, я в их числе.

Данная инсталляция расположилась напротив круглой Никольской часовни, закладка которой произошла ещё в далёком 1893 году. Проектировал часовню - архитектор А.С. Каминский. В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая князю Димитрию Донскому в 1380 году, но уже в 1920 году часовня была нещадно разорена.

Библейский сюжет
Библейский сюжет

Часовня находится рядом с основной доминантой монастыря. Прежде, чем войти туда, я решил рассмотреть владения монастыря, доступные простому смертному.

Уже загорелись фонари в городе, голые деревья, белые стены вместе с белоснежным покровом создавали непревзойдённую зимнюю композицию... Дальше загородной ленты я не двигался, вдалеке смог разглядеть белокаменный храм-часовню Страстей Господних, построенный сравнительно недавно - в 2004 году. Здесь, на территории монастыря достаточно внимания уделяется мелочам, даже техническую постройку умудрились стилизовать под звонницу.

Побродив по вечерней монастырской территории, я возвращался обратно, навстречу с лопатой ко мне шёл разнорабочий. Не славянин. Сердце учащённей забилось, в голове голодными тараканами пробежали разные мысли - а вдруг я попал куда-то, куда не следовало и вот пришла расплата? Но увидев, что среднеазиат в жёлтой жилетке со светоотражательными элементами на плечах завернул в сторону WC, облегчённо выдохнул.

Панорама монастыря
Панорама монастыря

По сравнению с главной доминантой монастыря, Никольский собор выглядит скромно, но это нисколько не уменьшает его красоту и величественность. Собор существовал в монастыре уже в конце XIV века, но был деревянным, а вероятней всего, после пожара 1521 года - «родился» каменный. На этом капитальные преображения собора  не закончились: после Смутного времени и в середине XIX вв - его перестраивали. В 1925 году он был закрыт, а в 1940 году и вовсе разобран. Весной 2000 года во время строительных работ был обнаружен сохранившийся в хорошем состоянии фундамент прежнего Никольского собора: таким образом было определено точное место расположения древней церкви, было принято решение его восстановить. Так в 2006 году был освящен новый собор, восстановленный в чертах архитектуры времени Куликовской битвы. И вот стоит одноглавый трехапсидный собор со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием с  оформленными перспективными порталами совсем близко со Спасо-Преображенским собором и радует глаз.

Никольский собор
Никольский собор

Как только было принято решение о восстановлении монастыря в девяностых годах, первым объектом, который был восстановлен, стала, безусловно, его визитная карточка - величавый Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1880 году в честь 500-летия монастыря и выполненный в русско-византийском стиле. Строительство было завершено в 1889 году, но внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1894 года. Архитектором выступил все тот же А.С. Каминский. Появился собор именно здесь не случайно  - построен на месте древнейшего старого Николаевского собора и вместо одной главы - у него теперь было пять и, вдобавок, своего предшественника превышал внушительно в размерах.

Крестово-купольный четырехстолпный пятиглавый собор на подклете имеет весьма солидные размеры. Высота центрального купола собора 68 м, вмещает собор 7000 человек. В 1925 году собор большевики упразднили, организовав детскую трудовую колонию имени Дзержинского. В соборе был открыт театр, затем многоэтажная фабрика-кухня со столовой, образовательные учреждения, спортзал, мастерские.

Я медленно поднялся по ступенькам и оказался внутри собора... внутри было темно, тусклый свет едва приоткрывал величие. С чем связано такое освещение мне неизвестно, возможно была предпринята удачная попытка создать соответствующую атмосферу, а может быть тут так принято? Все равно удалось разглядеть творение работников «Вятских кустарных мастерских» - пятиярусный резной иконостас высотой 24 м и длиной 25 м. Внутри все преимущественно из мрамора, а с высоченных потолков свисали шесть греческих великолепных паникадил.

Я подошел к иконе святителя Николая Чудотворца, посмотрел частицы его мощей и попросил о сокровенном.

Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор

Когда я вышел из собора, на улице вконец стемнело, набрав побольше морозного воздуха в лёгкие я выдохнул, огляделся ещё раз и умиротворённо направился в выходу.

До новых публикаций. Спасибо, что дочитали до конца.