Найти тему

Ханна Грин и ее невыносимо обыденное существование

Я давно вырос из детских книжек - "Серебряные коньки" тому хорошее подтверждение. И чем дальше, тем старше должен был быть персонаж, дабы не то чтобы понравиться, хотя бы вызвать интерес к прочтению. Так что в стопку "я такое не читаю" добавилась подростковая проза, а потом и янг-адалт, особенно тот, где кто-нибудь обязательно виноват в названиях. Угу-угу, старость не радость и все такое.

Но случаются книги, которые при всех своих внешних признаках (например, возраст героев) выгодно отличаются не только на фоне своих сожанровцев, а и других историй тоже. Очень часто эти книги сочетают в себе несколько жанров и, несмотря на все форматные признаки, оказываются неформатом, а вот уже они становятся самыми моими любимыми.

"Ханна Грин и ее НОС" как раз такая история, хотя, честно признаюсь, отношения поначалу у нас не задались, но книги мне подарили, и я обещал ее прочитать. И в итоге не просто вчитался, а остался очень доволен прочитанных.

Ну и обо все подробнее.

Аннотация:

Ханне Грин одиннадцать лет. Ее мама уехала в Лондон, а в папе «переменилось все, кроме внешности». Недавно Ханна выучила новое слово — «обыденный», и теперь готова на все что угодно, «лишь бы не влачить обыденное существование». Например, уехать из Санта-Круза к дедушке. Дедушка много путешествует и теперь ждет ее в штате Вашингтон. Там Ханна узнает, что ее дедушка не просто инженер, но личный инженер Дьявола. Что дедушке два с половиной века от роду. Что без помощи Ханны и беса-невезучника по имени Ветроцап, похожего на большой гриб-лисичку, Дьявол и дедушка не смогут починить Машину жертвоприношений, и тогда вся энергия мирового зла вместо того, чтобы поступать, как положено, в ад, начнет переполнять наш мир. И Ханне еще не раз предстоит пожелать, чтобы жизнь ее снова стала «ужасно, невыносимо обыденной»…

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Майкл Маршалл Смит вроде бы и так уже писал на стыке жанров (ужасы, научная фантастика и психологическая проза), потому от него можно было бы ожидать новых экспериментов, но книжка про одиннадцатилетнюю девочку... Наверное, если бы я читал другие его истории, то сильно бы удивился, но до "Ханны Грин и ее НОСа" с творчеством автора столкнуться не пришлось (хотя имя и казалось все время знакомым, а все равно ничего связанного с ним не вспомнилось). Зато именно после "Ханны" мне захотелось почитать что-нибудь еще и как-нибудь обязательно это сделаю.

Почему?

Просто автор использует все мои любимые элементы: несколько сюжетных линий от лица разных персонажей, флешбеки, вот это повороты, экшн, неоднозначные герои, хороший и далеко не слащавый финал.

Последнего, кстати, об истории о маленькой девочки никак не ожидаешь. Впрочем, Ханна далеко не стереотипная девочка с розовой комнатой, плюшевыми игрушками и поп-музыкой. Ханна - девочка разумная, наблюдательная и сообразительная. А еще она живет самой обычной жизнью: ходит в школу, общается с друзьями и родными, сидит в соцсетях. У нее нет возрастных кризисов и других проблем - проблемы у ее родителей. Мама Ханны аки наш Карлсон улетела, но вернуться не пообещала. Папа-писатель, как истинный творческий, а значит тонко чувствующий человек, принялся хандрить и плохо выполнять свои родительские обязанности. И куда девать ребенка в таком случае? Правильно! Отправить дочурку к дедушке!

Потому что у нее больше не было дома. Дом был просто зданием, из него пропало все, что делало его родным, уютным и безопасным. Здесь больше не было смеха, осталось только эхо; не было разговоров, только неуклюжие попытки заполнить тишину; не было музыки, только неумелое бренчание. Здесь остались только «нет», «никогда» и «не будет».
Дом превратился в Позади. В его молчаливое печальное сердце.

Да, как вы догадались, основная, глубинная, можно сказать, сюжетная линия это история взросления. Однако взрослеет не только Ханна, вынужденная смириться и принять развод родителей - они тоже меняются, и выглядит это как то самое взросление. И даже тетю Ханны (художницу) не обошло стороной это явление. Но разве плохо, что герой за время своего "путешествия" меняется? Как по мне, это самое лучшее в книгах.

-2

В лучших традициях Джозефа Кэмпбелла и мифов/сказаний, которые он исследовал, Ханна Грин отправляется в путешествие, благо дедушка живет в другом штате.

"Ну подумаешь, уехал ребенок к деду в деревню!" - скажете вы и будете правы. Ничего интересного из этого не приключилось бы, ну, максимум история о дружбе с каким-нибудь хулиганистым соседом или типа того.

Но нам это не грозит! Потому что дедушка наш весьма непрост. Ну а чего вы хотели от инженера, создавшего для дьявола Машину жертвоприношений? Он еще, кстати, имел философские беседы с самим Бахом! Так-то!

Теперь вот Машина эта очень вовремя поломалась, и Дьяволу срочно потребовался инженер.

В каждой истории на свете есть тайная лазейка, куда по желанию способен проникнуть дьявол.

И если дедушка, несмотря на свои таланты, воспринимается обычным заботливым дедушкой, то дьявол - фигура довольно любопытная и неоднозначная. Почти что "Я – часть той силы, что вечно хочет зла. и вечно совершает благо". Причем поначалу он кажется этаким великовозрастным говнюком, и Ханна ему так и говорит, мол, никакой ты не дьявол, а просто злой вредный старик. А потом он, как и остальные герои, раскрывается. И вот он уже вредный, но не бесполезный, а потом уже и не вредный вроде...

Тут самое время отметить помощника дьявола - черта Ветроцапа, похожего на гриб. Вот вы как думали выглядят бесы-черти? Как у Гоголя в "Ночи перед Рождеством"? А тут гриб. По-моему, оригинально. А если учесть, сколько разных шуток с этим связано и каким полезным в итоге окажется Ветроцап, то прям идеально!

-3

Приключения, несмотря на неоднозначность некоторых персонажей и тема взросления, вполне себе подходят для детской книжки. И все-таки несколько выбивается стилем повествования и некоторыми поднятыми темами, особенно когда главы идут от родителей Ханны. Их немного и, скорее всего, это я с высоты (и ширины XD ) своего жизненного опыта считал их так как считал, но по-моему они очень выгодно оттеняют основную сюжетную линию, делая ее объемнее и совсем настоящей, отчего немножко начинаешь верить, что дьявол и его инженер реально существую, как и Машина жертвоприношений (Кстати, она, кажется, снова поломалась - починить бы не помешало).

Итого

Повторюсь, я правда не читаю подобные книжки, хотя стараюсь в последнее время свой список "на почитать" делать как можно разнообразнее. И если бы Helga Wojik не подарила мне эту книгу, прошел бы мимо. Потерял бы я от этого что-то? Не знаю, не уверен. Но я рад, что прочитал, потому что книжка прелестная, и авторский стиль просто чудо!

Ну и вместо призыва читать аля "Рекомендую детям всем возрастов!" я приготовил вам философскую цитатку из книги на прощание:

Жизнь совсем не такая, как часовой механизм, который можно сконструировать, а потом подкрутить завод и привести в движение. Начала нет. Мы всегда в середине.