.
.
Вспоминая замечательную песню из фильма Иронии Судьбы Я спросил у Ясеня на стихи драматурга Владимира Киршона , (участвующего в травле многих видных писателей, включая и Булгакова, но расстрелянного в возрасте тридцати шести лет, после отставки Ягоды, с которым драматург дружил ) все таки сказал бы, что автором песни в большей мере является Михаил Таривердиев, придавший ироничным стихам Киршона иную, лирическую, грустно-щемящую интонацию , радикально изменившую звучание и тональность этих стихов, которые кстати и были задуманы как песня к пьесе, на веселую музыку тогда начинающего композитора Тихона Хренникова... Если читать эти стихи глазами, понимаешь, по ритму, по небрежной рифме, что это песня, а не самостоятельные стихи. Песня скорее ироничная. Написанная бодрым, приближающимся к частушечному ритму. При этом, музыка Тихона Хренникова то ли пропала, а то ли скорее, он позднее специально не стал выдавать мелодию, сославшись на то, что потерял ноты, во что, верится с трудом. Но меланхоличная песня на музыку Михаила Таривердиева в исполнении Сергея Никитина конечно замечательна.
* * *
.
Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»–
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» –
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: «Где моя любимая?» –
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?» –
Долго дождик слезы лил за моим окном.
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» –
Месяц скрылся в облаке – не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» –
Облако растаяло в небесной синеве…
Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний:
Была тебе любимая, а стала мне жена!»
Владимир Киршон
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЕМ ОТНОШЕНИИ К КАРЬЕРИСТАМ
.
.
Как я отношусь к карьеристам литераторам при Сталине? Не особо их люблю, хотя не особо их осуждаю, например говоря о том же Владимире Киршоне, авторе "я спросил у ясеня", который стал прототипом Иуды у Булгакова, но который и сам пострадал в сталинской чистке... От доносов же Киршона не пострадал ни философ Лосев, (которого и без Киршона травили и посадили, но усилиями первой жены Горького вытащили из лагеря через три года ) , ни Булгаков. Современные карьеристы в литературном мире, не многим лучше, не смотря на их оппозиционность, или же напротив, близость власти, они те же карьеристы . Пишу так потому, что некоторых из них знал, успев изучить как людей. Среди них есть люди очень одаренные, как и люди посредственные. У карьеристов одна природа, но разная степень одаренности, и разные спонсоры . Что еще сказать? Карьеристом быть не очень хорошо для мужчины. Но для женщины это не плохо, не хорошо, это нормально. Роскошь быть непризнанным, "блатным", или изгнанным, как Бодлер , это прерогатива мужчин. А для женщины это отнюдь не роскошь.
ПОЧЕМУ БЫТЬ КАРЬЕРИСТОМ ВСЕ ТАКИ НЕДОСТОЙНО
.
.
Почему быть карьеристом в литературном мире, или в мире искусства плохо? Прежде всего потому, что это не по мужски, это путь красивой и одаренной женщины, (как Ольга Бергольц, которая все равно пострадала в лагерях) и то не каждой. Ведь мужчина может помериться силами с судьбой, может противостоять миру. Он всегда может сказать, я не буду играть по вашим правилам, не хочу быть вашим поэтом, вашим художником, я сам по себе, я художник от Бога. И он может послать всех, как послал всех Бодлер, или например, Рембо. Он может сказать так: вы можете убить меня, если успеете, или если я не сгною себя сам быстрее абсентом, нищетой, и обреченностью. Но я не стану вашим. При этом мужчина может это сказать и не имея внешней силы, а просто выехав на своей инвалидной коляске. В нем все равно будет сила. И никто, весь мир ему ничего не сделает. Плохо ли, сгноить себя абсентом, и нищетой, вопрос уже другой, не думаю что это хорошо. Но сам по себе этот путь хотя бы достойный . В нем есть мужское начало. А карьеризм это путь женский, это путь адаптации, и приспособленства.