Найти тему
Тульский мечтатель

Эксклюзив! Как мне удалось побывать на шхуне Амундсена

У каждого, кто возвращается из поездки в Исландию свои впечатления об этой стране. При этом фотографии (природа, животные) в целом у всех примерно одинаковые. Зависит от количества проведённых здесь дней и соответственно маршрута.

Кому-то повезло с водопадными радугами и красивыми оленями, у других таковых не было и солнце светило реже, но они видели вблизи китов. Одни фотографировали тупиков через день, наша группа, например, пообщалась с ними всего лишь дважды за 11 дней.

В любом случае, по окончанию путешествия равнодушных не бывает — остров фантастический и запоминающийся на всю оставшуюся жизнь. Но, сегодня речь не об этом, кому интересно посмотрите потом серию заметок «Рождённая вулканами». Там будет описание всех красот и достопримечательностей встретившихся на пути.

-2

Сегодня рассказ о другом. Во всех странах у человека случается маленькая или большая история, непохожая на другие. Случилась она и в Исландии.

Итак, в один из дней наша тревел группа на пароме приплыла на остров Хеймаэй, который входит в архипелаг Вестманнаэйяр. Погода здесь стояла ужасная — шёл непрекращающийся дождь и для усиления пакостности его повсюду сопровождал туман. Настоящая мистическая Исландия.

Посетив музей и продуктовый магазин, мы поняли, что в этот день ловить больше нечего — самое время идти в ресторан. Одноимённый городок Хеймаэй маленький, поэтому найти лучшее заведение не составило труда.

Минут через тридцать, когда уже были заказаны блюда и выпиты первые горячительные напитки, мы вдруг за соседним столом услышали как к нам обращается один человек на русском языке. Там сидели норвежские моряки (всего 6 человек).

-3

Один из их команды был литовец по имени Ромас. Познакомились, разговорились. Он оказался очень добродушным человеком, звал в гости к себе в Клайпеду, дал даже номер сотового телефона.

В беседе он поведал о том, что он с товарищами перегоняет некое старое судно, которое мы должны были видеть когда причаливали. Я вспомнил, что действительно обратил внимание на деревянную конструкцию между обычными железными кораблями коих полно в любом порту.

-4

Многие из нас сначала не придали значения этой информации, но, изъявили желание после ужина подъехать и поглядеть на ретро лодку поближе. Ромас предложил даже подняться на борт после того, как он с друзьями закончит пивную баталию.

Короче вся наша группа приехала в порт, сделала несколько снимков с берега (кораблик стоял в десяти метрах) и отчалила на ночлег в очень романтичное место. Один из наших попутчиков по имени Алексей, видимо более внимательно слушал Ромаса и решил вернуться обратно в порт, чтобы дождаться его и рассмотреть морской раритет поближе.

-5

Волею случая в машину к Лёше попали ещё 3 человека, включая меня. Приехав на место, где не было ни души, мы решили обождать минут 20 и потом уехать. Через пол часа в авто многоголосьем уже слышался храп. Я понимал, что затея бесполезная, нужно отчаливать. Всех разбудил. К счастью, в это же мгновение мы увидели знакомый силуэт литовского товарища. Ещё минута и наши пути разошлись бы.

Честно скажу, по началу мне интереснее было попасть на буксир, который тащил ценный груз. Но, потом, услышав рассказ, я понял, как повезло, что в данной точке пересеклись звёзды и обстоятельства.

Теперь к сути дела. Перед вами экспедиционное судно норвежских полярных исследователей Руаля Амундсена и Оскара Вистинга. Построено на личные сбережения Амундсена.

-6

Называется оно «Мод» (Maud) — названо в честь королевы Норвегии — Мод Уэльской (1869–1938). Этот макет я сфотографировал на буксире.

-7

«Мод» было спущено на воду в день национального праздника — 7 июня 1917 года.

Рассказывают, что Амундсен несколько видоизменил обычный церемониал, неуклонно соблюдаемый в буржуазных странах при спуске корабля со стапеля. Вместо того, чтобы разбить о форштевень «Мод» бутылку шампанского, он разбил о него кусок льда со словами:

— Я не намерен выказывать пренебрежения к благородной виноградной лозе. Но ты уже сейчас должна чувствовать себя в своей настоящей стихии! Для льдов ты построена и во льду будешь проводить свое лучшее время и там разрешишь свою задачу!

Это было сказано — очень эффектно, и произвело большое впечатление на публику, собравшуюся на верфи. Американские рекламные уроки не прошли даром, и как ни возмущался Амундсен методами своих американских антрепренеров, все же кое-что от них он перенял. Он крепко-накрепко запомнил, что громкие слова очень доходчивы до публики и прекрасно ею воспринимаются. Источник

-8

На данной шхуне были совершены плавание Северо-Восточным проходом (1918–1920) и дрейф в Восточно-Сибирском море (1922–1925).

-9

Дальнейшим планом Амундсена предполагался трансполярный дрейф от Берингова пролива до Шпицбергена с достижением Северного полюса, но ошибки в планировании и не изученность течений Северного Ледовитого океана не позволили его реализовать.

-10

В любом случае Мод провел несколько лет во льдах и за это время Амундсен и его команда собрали бесценный научно-исследовательский материал для дальнейшего покорения и изучения Арктики. На фото Амундсен на зимовке подкармливает белую медведицу Марию, 1920 год.

-11

А это «Наполеон полярных стран» в кают-компании «Мод».

-12

Команда «Мод» на Чукотке. Третий слева Геннадий Олонкин (русский и норвежский исследователь Арктики). В центре — Оскар Вистинг (первый человек (совместно с Амундсеном), побывавший на обоих географических полюсах планеты).

-13

В 1925 году за долги судно было продано Компании Гудзонова залива (самая старая торговая корпорация в Северной Америке и одна из самых старых в мире. Основана в 1670 году.).

До 1926 года «Мод» использовалось в Канаде для грузовых перевозок, когда было зажато льдами у поселения Кеймбридж-Бей, где спустя четыре года и затонуло на небольшую глубину, однако, благодаря своей яйцеобразной конструкции, выдерживало натиск льдов более 80 лет.

-14

В 1990 году коммуна Аскера выкупила «Мод» у владельца за символическую цену в 1 доллар; тогда же было объявлено о плане подъёма корпуса и возвращения его в Воллен для реставрации. Бюджет операции был оценен в 8,8 млн крон на подъём и ещё 11,2 млн крон для возвращения корпуса в Норвегию. Общая сумма перевозки и реставрации оценивалась некоторыми источниками в 230 миллионов.

-15

Норвежские ныряльщики обследовали корпус и пришли к выводу, что он в хорошем состоянии, и может быть поднят и своим ходом отбуксирован.

-16

Хотя в холодной воде деревянная конструкция осталась невредимой, был сделан прогноз, что её состояние ухудшится к 2000 году. В 1992 году муниципалитет Кеймбридж-Бей предложил сотрудничество Музею Фрама, в 1993 году было получено разрешение на вывоз останков «Мод» в Норвегию (как «экспорт канадских культурных ценностей»), но этом проект застопорился.

-17

Шесть лет подъёму «Мод» посвятил норвежский специалист Ян Вангор. 7 июня 2011 года коммуна Аскера передала все права на судно проектной группе Maud Returns Home, которая принадлежала компании Tandberg Eiendom, занимающейся сохранением природы и локальной городской среды Аскера. Было объявлено, что в Воллене будет построен «Музей Мод».

31 июля 2016 года команде Вангора удалось поднять судно. На подготовку и сам подъём ушло 6 лет!

-18

Работы можно было производить только в краткий период полярного лета, были использованы 50 надувных колоколов, каждый с подъёмной силой около 4 тонн. Оказалось, что благодаря качественным материалам и форме корпуса он отлично сохранился. Организаторы операции объявили, что после очистки и просушки судно будет перевезено в Норвегию.

-19

Представляете насколько это уникальное судно — своей историей при жизни и после неё. В итоге мы поднялись на шхуну. Сначала на буксир и далее на «Мод».

-20

Я не мог поверить в происходящее. Совсем скоро это будет достоянием Норвегии и популярным музеем. Возможно, я смогу приехать и посмотреть на «Мод» со стороны, не поднимаясь на неё, как это делал в Стокгольме, когда гулял вокруг корабля «Васа». Один из проектов музея.

-21

А сейчас я стою на палубе (между пошлым «Мод» и его будущем) и могу руками потрогать оригинальные фрагменты шхуны, которая ещё 2 года назад была под водой.

-22

Кстати, палубные доски были очень крепкими. Спокойно по ним ходили. Все свои снимки сделал на телефон. Зеркальную камеру не брал, полагая, что ничего интересного не будет. Сильно ошибся.

-23

Это один из механизмов под водой.

-24

А теперь над ней. Ржавчину наверняка потом удалят.

-25

Находиться на шхуне и тем более что-то фотографировать запрещено, поскольку частная собственность. Проект финансирует один влиятельный человек. Только одна доставка «Мод» из Канады в Норвегию (путь длиной более 2000 миль) стоит огромных денег — миллионы евро. Сколько точно не знаю, речь шла о 17, потом цифра выросла.

-26

Надеюсь, заметку никто из норвежцев не увидит и у Ромаса не будет проблем. Очень хороший и добрый человек. Он даже нам показал запретную лампочку, которая пролежала на судне все эти годы и по-прежнему работает.

-27

На исторической шхуне я сделал ещё снимки, в текст не всё выкладываю.

-28

Это родной якорь «Мод». Было волнительно к нему прикоснуться.

-29

На днях зашёл на официальный сайт Maud Returns Home, полазил по нему и удивился происходящему. То что подняли — молодцы, но как такой экспонат везти по океану, не понимаю.

-30

Вот детали возвращения «Мод» домой из источника.

18 июня 2017 года Ян Вангор сообщил, что «Мод» хорошо перенесла зиму 2016–2017 годов и начался медленный процесс сушки. Часть внутренних помещений, в том числе шпилевой отсек, ещё не очищались от ила и мусора.

Предполагалось, что когда в августе Северо-Западный проход освободится ото льда, можно будет перевезти корпус в Гренландию и устроиться на вторую зимовку. Эти планы полностью оправдались: 10 августа 2017 года началась буксировка корпуса в Гренландию.

-31

17 сентября Ян Вангор сообщил в Facebook, что судно благополучно прибыло в Аасиаат для второй зимовки; буксир Tandberg Polar тянул его на понтоне со скоростью 4 узла, причём связка буксир — понтон отлично показала себя во время волнения.

В феврале 2018 года было объявлено о дальнейших планах перевозки «Мод» в Норвегию: решено, что судно пойдёт от Гренландии также на понтоне, поскольку погрузка его на сухогруз обойдётся слишком дорого и нет уверенности, что корпус не получит дополнительных повреждений. Какая красота!

-32

График буксировки зависел от погоды в Северной Атлантике летом 2018 года. В июне 2018 года шхуна на понтоне отправилась в Норвегию, сделав по пути остановки в Исландии и на Фарерских островах. Мы встретились с «Мод» в Исландии 20 июля.

8 августа корпус достиг Бергена, и 18-го должен быть доставлен в Воллен — к месту реставрации. Также планируется открыть в Воллене музей мореплавания, главным экспонатом в котором будет сама «Мод». В итоге могу сообщить, что до финальной точки шхуна добралась благополучно.

-33

Команда, которое это сделала достойна уважения. Троих человек мы теперь знаем лично:)

-34

Дедулю в красной шапочке зовут Бьёрн. На сайте много его фотографий. Чуть выше видно, как он прыгает в воду в этом головном уборе. Он не только активный участник проекта, но и видимо счастливый талисман.

-35

Мы когда слезли с «Мод» и вернулись на буксир, он тоже пришёл из бара. Мы начали весело общаться с ним. Ромас принёс из личных запасов земляничное вино, которое он сам сделал в Литве.

-36

Дед, похожий на бывалого моряка и одновременно на Санта Клауса был даже на обложках газет. Одну мы увидели на стене каюты и попросили сделать такой вот кадр.

-37

По буксиру удалось тоже прогуляться и как следует рассмотреть его детали.

-38

Всё это время он громко тарахтел, что добавляло морской романтики. Но, больше суток я бы наверное не выдержал находиться в моторной или где-то рядом, не говоря уже месяц или больше:)

-39

Ромас ходит в море 27 лет! Успел рассказать несколько историй из практики. Потрясающий открытый человек. Безмерная благодарность ему за такую незапланированную эксклюзивную экскурсию.

-40

Лишний раз для себя убедился, что порой, непримечательная, с внешней точки зрения, вещь, может быть украшена потрясающей историей и судьбой. Хочется, чтобы у данного проекта всё сложилось благополучно, удачи им!

-41

Есть несколько видео фрагментов нашего «Модного» общения.