Найти тему

Когда 15 минут внимания ученика стоят целого урока

Для понимания сути задачи ученику порой достаточно короткой фокусировки внимания. Рисунок автора.
Для понимания сути задачи ученику порой достаточно короткой фокусировки внимания. Рисунок автора.

Есть дети, которые легко фокусируют и удерживают внимание на предмете, есть те, кому это даётся сложнее – то планшет поманит, то пробегающая мимо кошка, то необычный звук за окном. Как говорится: «что угодно, только не дело, только не уроки».

Конечно, иногда беспокойство ученика связано с каким-то событием, конфликтом, но обычно это заметно и требует особых подходов.

К примеру, была у меня ученица 6-летнего возраста. Перед уроком она поссорилась с сестрой. Чуть не плачет ребёнок. Начинаем беседовать. Пока беседовали, сестричка младшая прибежала. Тут и помирились, и после этого урок прошёл легко. Но это «аварийный» случай.

Чаще поводом для рассеянного внимания ребёнка служит усталость или элементарное отсутствие интереса к задаче. А если у меня нет другой задачи, все «цветные вкусняшки» запланированы на конец урока. Можно, конечно, кошку выпроводить, планшет убрать, но весь мир не отключишь.

И вот тогда вспомнился вдруг «метод помидора», что обсуждался на курсе Барбары Оакли «Learning how to learn» (Учись учиться, если интересно - ссылочка внизу). Суть метода в том, что человека, в том числе и семого себя, легко уговорить делать что-то даже очень скучное в течение короткого времени.

В классическом методе, его изобретатель Франческо Чирилло рекомендовал 25 минут фокусировки внимания на одной задаче. Это он считал оптимальный период, но для ребёнка, думаю, лучше его сократить минут до 15.

И вот, начинаю так загадочно: «Ты ничего не слышала о методе помидора?» Ученица качает головой и видно, что даже название звучит интересно. «Нет-нет, помидоры мы есть не будем. Метод назвали так из-за таймера на столе человека, который его изобрёл. Да, таймер такой у него был в виде помидора».

«Всего 15 минут. Проверим?» Кивает. Так скучная задача превратилась в увлекательный психологический эксперимент.

Пока трудились, ученице стала интересной и сама задача, при чём настолько, что мы все 25 минут спокойно только ей занимались. Ещё один побочный эффект метода.

После сосредоточенной работы, уже и более увлекательные упражнения, наши «финальные вкусняшки», воспринимались с большим азартом.

Думаю, что это чрезвычайно полезная практика обучать детей подобным методам организации своего труда. Хорошо было бы, если бы таким вещам их обучали в школе.

Все методики, о которых пишу на канале «Обучающий Навигатор», направлены на то, чтобы ученик играл активную роль в обучении. Если Вам интересна эта тема, подпишитесь. С благодарностью за Вашу поддержку, Обучающий Навигатор.

О курсе Барбары Оакли можно почитать здесь: Делюсь впечатлениями о новом курсе по адаптивным навыкам канадского университета McMaster

По этой теме также рекомендую ещё заметку: Реально ли научить ученика учиться самому?