Есть дети, которые легко фокусируют и удерживают внимание на предмете, есть те, кому это даётся сложнее – то планшет поманит, то пробегающая мимо кошка, то необычный звук за окном. Как говорится: «что угодно, только не дело, только не уроки».
Конечно, иногда беспокойство ученика связано с каким-то событием, конфликтом, но обычно это заметно и требует особых подходов.
К примеру, была у меня ученица 6-летнего возраста. Перед уроком она поссорилась с сестрой. Чуть не плачет ребёнок. Начинаем беседовать. Пока беседовали, сестричка младшая прибежала. Тут и помирились, и после этого урок прошёл легко. Но это «аварийный» случай.
Чаще поводом для рассеянного внимания ребёнка служит усталость или элементарное отсутствие интереса к задаче. А если у меня нет другой задачи, все «цветные вкусняшки» запланированы на конец урока. Можно, конечно, кошку выпроводить, планшет убрать, но весь мир не отключишь.
И вот тогда вспомнился вдруг «метод помидора», что обсуждался на курсе Барбары Оакли «Learning how to learn» (Учись учиться, если интересно - ссылочка внизу). Суть метода в том, что человека, в том числе и семого себя, легко уговорить делать что-то даже очень скучное в течение короткого времени.
В классическом методе, его изобретатель Франческо Чирилло рекомендовал 25 минут фокусировки внимания на одной задаче. Это он считал оптимальный период, но для ребёнка, думаю, лучше его сократить минут до 15.
И вот, начинаю так загадочно: «Ты ничего не слышала о методе помидора?» Ученица качает головой и видно, что даже название звучит интересно. «Нет-нет, помидоры мы есть не будем. Метод назвали так из-за таймера на столе человека, который его изобрёл. Да, таймер такой у него был в виде помидора».
«Всего 15 минут. Проверим?» Кивает. Так скучная задача превратилась в увлекательный психологический эксперимент.
Пока трудились, ученице стала интересной и сама задача, при чём настолько, что мы все 25 минут спокойно только ей занимались. Ещё один побочный эффект метода.
После сосредоточенной работы, уже и более увлекательные упражнения, наши «финальные вкусняшки», воспринимались с большим азартом.
Думаю, что это чрезвычайно полезная практика обучать детей подобным методам организации своего труда. Хорошо было бы, если бы таким вещам их обучали в школе.
Все методики, о которых пишу на канале «Обучающий Навигатор», направлены на то, чтобы ученик играл активную роль в обучении. Если Вам интересна эта тема, подпишитесь. С благодарностью за Вашу поддержку, Обучающий Навигатор.
О курсе Барбары Оакли можно почитать здесь: Делюсь впечатлениями о новом курсе по адаптивным навыкам канадского университета McMaster
По этой теме также рекомендую ещё заметку: Реально ли научить ученика учиться самому?