“Люди не могут достичь истинной святости, если им не будет предоставлена возможность решительно обратиться к пороку”. ©
Если вы когда-нибудь окажетесь в Венеции (желательно не летом - из-за смрада каналов), то рано или поздно вы обязательно попадете на главную городскую площадь Сан-Марко. Помимо величественной базилики Сан-Марко, над пьяцетте возвышается часовая башня Сан-Марко, с чьей террасы вы можете насладиться видом на город, библиотеку Сан-Марко и канал Сан-Марко, а также увидите прекрасный дворец… дожей. Ха, купились.
Да, в Венеции каждый второй кирпич носит имя святого Марка. И немудрено: ведь он духовный покровитель города. Правда, поневоле. Как так? Сейчас расскажу.
История Венеции довольно примечательна. Первоначально - небольшой город, который никто не воспринимал всерьез. Ну а как бы вы отреагировали на толпу римских беженцев, переселившихся на болота? Повертели бы пальцем у виска и доедали бы свою репу вперемешку с выбитыми зубами, пока вестготы сжигают вашу деревню. Когда пала Западная Римская империя, Венеция осталась самодостаточной, просто потому что она была никому не интересна. Комары, болезни и вечная борьба с водной стихией - кому из варваров это будет интересно, когда тут можно Вечный Рим разграбить? Но венецианцев недооценили. Им удалось построить свой город и основать торговую республику, отвоевывая каждый метр суши сначала у родных болот, а затем и у чужих государств.
Начиная с IX века с Венецией начали считаться другие страны. Венецианцы пробили себе путь в люди с помощью золота и военных хитростей. Но мы говорим о средневековье, когда остро стоял вопрос религиозности. Да и массовое паломничество способствует пополнению казны денариями. Республиканская торговая знать понимала, что помимо покровителя политического, коим была Византия, городу необходим покровитель духовный. Первоначально им был святой Теодор (по греческой традиции - Федор). Будучи римским легионером, он, в отличие от других солдат, не признавал языческих идолов. Те же лишь насмехались над “блаженным”, пока тот единолично не спалил храм Кибелы. Сослуживцы тоже оказались не промах, посмеялись и отправили христианина в печь живьем.
Конечно, святому мученику Федору еще приписывают эпические победы над драконами, но то типичные средневековые сказки о святых, коими часто грешили католические священники. Венецианцам же очень нравились эти прохладные истории, да и выбора у них особо не было, а потому до IX века именно Теодор был их святым.
Ситуация поменялась в 828 году. Набирающая массу и влияние амбициозная республика уже не могла ориентироваться на непопулярного святого, а христианским паломникам не был интересен мученик, почитающийся лишь в самой Венеции. Торговая знать почесала свою маковку и здраво рассудила, что им нужна крыша поавторитетней. Если выражаться научным языком: мощи святых имеют градацию по редкости, где евангелисты этакие “легендарки” среди океана мученических “рарок”. А потому иметь в качестве покровителя своего города одного из четырех авторов Евангелия было в разы почетней, чем одного из мейнстримных мучеников. Даже мнимые убийства драконов не улучшали ситуацию.
Можете представить, как охранялись мощи евангелистов, если один перст от них мог стоить баснословных денег или его можно было обменять на тысячу-другую пленников. Венецианцы навели справки и узнали, что ближайшие необходимые мощи уже восемь веков покоились в Александрии. Само собой, речь идет о мощах святого Марка.
Святой Марк был учеником апостола Петра. Согласно Библии, стал основателем церкви в Александрии и ее первым епископом. Да, он бывал в Риме, где навещал Петра и работал над Библией, но он никогда не был в венецианской лагуне. А потому все претензии Венеции на покровительство святого Марка можно было считать безосновательными, верно? Не верно. Венецианцев это не остановило.
План назрел как-то сам собой и выглядел как приключение на двадцать минут: берем двух ушлых купцов - Буоно и Рустико - отправляем их в Александрию, подкупаем нужных священников и перевозим мощи в Венецию. Что же могло пойти не так?
Сложности поджидали на каждом шагу. Во-первых, Александрия на тот момент находилась под властью Аббасидского Халифата. Во-вторых, у венецианцев были поганые отношения с мусульманами. В-третьих, василевс Лев V Армянин запретил своим союзникам венецианцам иметь дела с мусульманами. Но наших героев такие мелочи только раззадорили.
Едва они добрались до египетских берегов, сразу же отправились на “поклон к мощам”. Заодно по пути поклонили к земле александрийских хранителей, которые отказывались показывать дорогу. В самой Александрии купцы познакомились с монахом Ставрацией и священником Феодором. Те рассказали, что венецианцы немного опоздали и халиф совсем с головой перестал дружить: решил из мрамора христианских церквей построить себе дворец. Дошло до того, что некого священника, который испортил мраморную глыбу, избили прилюдно до полусмерти.
Не зря говорят: нет худа без добра. Изначально хранители ни под каким предлогом не собирались передавать мощи каким-то купцам с итальянских болот. Но зверства аббасидов посеяли сомнения, которыми и воспользовались венецианцы. Им удалось убедить хранителей, что в Венеции мощам будет безопасней, а их самих встретят с вином, почетом и женщинами.
Между мусульманскими дубинками и венецианскими синьорами Ставраций и Феодор сделали правильный выбор. Осталось только незаметно перевезти мощи.
Правда, им едва не помешало “благовоние”, ни с того ни с сего раздавшееся в церкви, пока купцы меняли мощи святого Марка на мощи святой Клавдии. Они даже умудрились не повредить защитные печати. Когда паломники, сбежавшиеся на внезапный запах, решили проверить, на месте ли их святой покровитель - они не обнаружили подвоха.
А венецианцы с хранителями уже погрузили святого Марка на борт корабля и готовились отчаливать. Но таможня не спала: на борт для инспекции поднялись мусульмане. Казалось бы, вот он - провал. Но и тут не верно. Мощи святого они сложили в огромную корзину и застелили свиными обрезками. Не стерпев такого харама, брезгливые таможенники свернули инспекцию и ретировались с корабля. Это было последнее препятствие на пути в Венецию.
Мощи святого Марка благополучно достигли пункта назначения, а его самого назвали святым покровителем города. Но надо было как-то оправдать смещение святого Теодора. Тогда венецианские богослужители сочинили красивую легенду, о том, как святой Марк впервые посетил венецианскую лагуну благодаря шторму. Его корабль, следовавший то ли из Аквилеи в Рим, то ли из Рима в Аквилею сбился с курса. Переждать шторм пришлось на месте будущей Венеции, а во сне ангел предрек святому, что тому уготовано обрести на этой землей вечный покой.
Венецианский народ, как говорится, схавал, а мощи святого спрятали в специально построенном соборе. По настоянию дожа Джованни Партечипаци, о настоящем месте их расположения мог знать лишь он, либо его приемник и настоятель собора Сан-Марко. Утверждается, что первоначально святыня была замурована в одну из внутренних колонн, украшенную мраморными плитами. Такая секретность вокруг мощей чуть не сыграла с ними плохую шутку.
Дело в том, что в 976 году в Венеции был свергнут правящий дож Кандиано, а из-за начавшихся беспорядков загорелась церковь. Мощи удалось спасти и спрятать до момента восстановления собора уже следующим дожом Орсеоло. Вот только, не успев вернуть мощи на место, он ушел в монастырь и унес этот секрет с собой. Дошло до того, что местоположение мощей было неизвестно до 25 июня 1094 года. В тот день закончилась реконструкция собора Сан-Марко, однако горожане до сих пор горевали по утерянной реликвии. Тогда они объявили крестный ход по городу, взывая к своему покровителю. Хотите верьте, хотите нет, но утверждается, что после этого отвалились те самые мраморные плиты, закрывающие колонну с мощами святого Марка.
Так венецианцы уже во второй раз обрели своего покровителя, а вместе с ним - вездесущих крылатых львов, издревле являющихся его символом. Отныне мы можем увидеть их на каждом углу Венеции - начиная с флагов и заканчивая статуэтками в сувенирных лавках.
И хотя злые языки до сих пор утверждают, что купцы так и не смогли выкрасть мощи из Александрии, попробуйте доказать это самим венецианцам, для которых не существует Венеции без святого Марка.
Автор - Raymond Barrow
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2