В конце 1987 года мне в руки попала кассета с записью первого альбома группы «Мастер». На второй стороне была записана совершенно неизвестная ни мне, ни кому-либо из моих знакомых группа «Тир». Сразу чувствовалось, что у ребят не совсем тот уровень, что у «Мастера» или не менее популярных в конце 80-х «Арии» и «Черного кофе», однако все же было в их музыке что-то цепляющее.
Оказалось, что цепляет она не только меня: в то время я активно путешествовал по СССР, жил на вписках у таких же неформалов и быстро выяснил, что группа «Тир» пользуется довольно широкой популярностью. По крайней мере, когда я начинал петь их песню «Напряжения ток» («Я не знал, что мой месяц упал, я забыл, что корабль уплыл…») — довольно дурацкую, но бодрую — в компании обязательно находились люди, которые знали текст и начинали подпевать.
Надо сказать, что хотя «Тир» в то время формально считались «металлистами», фактически они играли в довольно оригинальном эклектичном стиле, объединявшем элементы хард-рока, арт-рока и новой волны. Где-то порой даже мелькали до боли знакомые мотивы советской эстрады. В принципе, группа звучала во многом традиционно для советского рока, но при этом у нее было совершенно свое лицо — не могу вспомнить ни одного похожего коллектива.
Как это часто случалось в те годы, информации о группе не было совершенно никакой. Я пытался отыскать другие их записи, но не смог (как выяснилось, их и не существовало). Ну а потом кассета потерялась, текст любимой песни подзабылся, а на дворе наступила рыночная экономика, так что я занялся другими делами и не вспоминал про «Тир» следующие лет десять.
Примерно в начале 2000-х я решил поискать информацию о них в Интернете и с удивлением узнал, что это была группа из города Грозного — столицы Чечни (а в советское время — Чечено-Ингушской АССР). В то время то ли еще шла, то ли только закончилась вторая чеченская кампания, и Грозный с музыкой никак не ассоциировался.
Нашлись на музыкальных форумах люди из Грозного, которые эту группу помнили — в середине 80-х она была у них очень популярна. Кто-то из бывших жителей Чечни рассказал, что группа распалась вскоре после прихода к власти Джохара Дудаева, большинство музыкантов уехали, поскольку они были русскими по национальности и в Грозном им стало нечего делать, а единственный игравший в «Тире» этнический чеченец погиб во время первой чеченской кампании. Данные сведения оказались не совсем верными: то ли человек за давностью лет подзабыл некоторые детали, то ли руководствовался непроверенными слухами. Это стало понятно еще через несколько лет, когда в сети появилась история группы, рассказанная одним из участников коллектива — клавишником Николаем Миллером.
По его словам группа «Тир» была основана в Грозном в 1984 году учителем физкультуры Владимиром Приходько (ритм-гитара) и бас-гитаристом Арби Ахметхановым (видимо, это и был тот самый единственный в составе чеченец, о котором писали на форуме). Вскоре в состав влились клавишник Николай Миллер и вокалист Сергей Чобанян. Еще через некоторое время к ним присоединились барабанщик Валерий Бахишев (которого чуть позже заменил Олег Нестеров) и Валерий Солонин, считавшийся в то время лучшим местным гитаристом. Таким образом, если судить по фамилиям, состав получился совершенно интернациональный: украинец, чеченец, немец, армянин и двое русских.
«Тир» быстро завоевал популярность в Грозном, исполняя чужой материал на свадьбах и различных праздниках, а летом 1985 года принял участие в конкурсе молодых групп, который официально утвердил их в статусе лучшего коллектива Чечено-Ингушетии.
«Весь день рок-группы играли непонятные произведения социальной и политической направленности. Выглядело это однообразно и скучно, — вспоминает о конкурсе Николай Миллер. — Перед выступлением группы "Тир" зрителей отправили на антракт. Когда через 15 минут они вошли в зал, их ждал сюрприз: сцена выглядела совершенно по-другому: свет, дым, стробоскоп, куча клавишных, двойная барабанная установка, стойки с гитарами и самое главное — большой комплект колонок по бокам. Свет выключили и тут все и началось... Группа исполнила свою композицию из пяти песен, сочиненных специально для этого фестиваля. Она звучала минут 40 без остановки. Когда группа закончила играть, в зале повисла пауза. Наверное, минуты две стояла полная тишина. После чего весь зал встал и посыпался град аплодисментов. В этот день мы выиграли все номинации и стали лучшей группой республики. Все наконец поняли, что закончилась эра вокально-инструментальных ансамблей и началась эра рок-групп. Осенью этого же года группу "Тир" пригласили выступать на День города на большой площади возле грозненского театра (площадь поющих фонтанов). Народу собралось так много, что с высоты сцены казалось, что нет конца и края толпы. В дальнейшем группа неоднократно выступала на городских праздниках и различных конкурсах и фестивалях».
В начале 1987 года «Тир» поехал в Москву, где несколько раз сыграл на разогреве у мегапопулярной группы «Круиз». Осенью того же года музыканты записали свой первый и единственный альбом «Рок + рок» на студии Центра Стаса Намина, после чего приняли решение разойтись.
Сергей Чобанян впоследствии сотрудничал с довольно известным в конце 80-х глэм-металлическим коллективом «СССР». Он скончался в 2014 году от рака. Владимир Приходько переехал в Украину. Николай Миллер по состоянию на 2019 год продолжал заниматься музыкой. Про остальных участников информации нет.
Единственный альбом «Тира» по всей видимости никогда не переиздавался, на официальных стриминговых сервисах его нет, но в соцсетях можно отыскать достаточно качественные оцифровки.
В будущих выпусках «Музыкальных историй» я постараюсь рассказать еще о нескольких интересных группах доинтернетовской эпохи, которые оказались незаслуженно забыты. В основном это будут сибирские коллективы, с участниками которых я дружил в то время или просто пересекался на разных фестивалях.