Здравствуйте, друзья. Мы с вами занимаемся увлекательным делом—ищем упоминания в различных русских древних книгах о славянских и русских языческих богах и верованиях. Это четвёртая часть, остальные тоже можете прочитать, если захотите:
А мы давайте продолжим:
Беседа св. Григория Феолога об избиении града (XI в.).
<…> Тот реку богиней называет и зверя, живущего в ней, как бога нарицая, требу творит. Один Дыю поклоняется, а другой — Дивии.
Слово Исайи-пророка, истолкованное св. Иоанном Златоустом, о ставящих вторую трапезу Роду и рожаницам (XII в.).
<… > Господь сказал: наследниками Моей святой горы будут избранные люди, которые служат Богу и выполняют его повеления, а не те, которые служат Роду и рожаницам, бесполезным идолам. <…> Истинно верующие люди, покоряющиеся Богу, а не рожаницам. <…> Вас же, покинувших Меня, забывших Мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам, — вас Я предам мечу, и все вы падете пронзенными! <… > Вы же бесовскими песнопениями славите идолов Рода и рожаниц и губите пророчества книг.
Вопрошение Кириково, который спрашивал епископа Новгородского Нифонта и других (XII в.).
33. А если Роду и рожаницам режут хлебы, и сыры, и мед? Запрещал весьма: негде, рек, сказано: «Горе пьющим в честь рожаниц!»
Хождение Богородицы по мукам (XII в.).
<…> Это те, которые не веровали в Отца, и Сына, и Святого Духа, но забыли Бога и веровали в ту тварь, что он нам для работы сотворил, то все они богами прозвали: солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов, и человеческие имена, а именно — Трояна, Хорса, Велеса, Перуна в богов обратили, в бесов злых веровали и доныне мраком злым одержимы, того ради здесь так мучаются.
Все эти книги—результат вольного перевода греческих книг—поучений отцов церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других, а также некоторые апокрифы. Русские монахи немного адаптировали содержание под реалии тогдашней Руси.
Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста (XIII в.).
Люди, забывшие страх Божий <…>, приступили к идолам и начали поклоняться молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие — Перуну, Хорсу, вилам и Мокоши, упырям и берегиням, которых называют 7 сестер. А другие в Сварожича веруют, и Артемида и Артемидию, которым невежественные люди молятся и кур им режут.
И иные в воде их топят, а другие, к колодцам приходя, молятся и в воду бросают. <…> А другие веруют в Стрибога, Даждьбога и Переплута, в честь которого, вертясь, пьют из рогов.
Конечно, Иоанн Златоуст, умерший в самом начале V века, ничего не мог знать о русских языческих богах, монах-толмач вставил их в текст, причудливо смешав с "Артемидом и Артимидиею".
Вопрос, что есть требокладение идольское (XIV в.).
<…> Многие ведь из христиан трапезы ставят идолам и наполняют ковши бесам. Кто суть идолы? Первый идол —рожаницы. А это второе: вилам и Мокоши, и еще не явно молятся, и тайно призывают идоломолицы бабы. Творят же то не только худые люди, но богатых мужей жены. <…> Горе, горе людям, <…> которые мнят честь оказать госпоже Богородице, ставя трапезу из крупичных хлебов и сыров, и ковши наполняя винами благовонными, и творят тропарь Рождеству, и подавая, друг другу, едят и пьют.
И мнят, что добро творят и хвалу тем воздают Владычице чистой.
Слово и откровение святых апостолов (конец XV— начало XVI вв.).
<…> И дабы уразумели многие люди и в соблазн великий не впали, мня богов многих — Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна, и иных многих. Ибо то люди были, старейшины: Перун у эллинов, а Хорс — на Кипре, Троян был царь в Риме. Но добрые мужи были, а другие — разбойники.
Вот интересная попытка объяснить происхождение языческих богов тем, что это были люди, старейшины, и не более.
Беседа трех святителей (XIV в.).
<…> есть два ангела громовых, эллинский старец Перун и Хорс-жидовин, два ангела молнии.
Про Хорса мы уже с вами говорили, возможно, неспроста он назван жидовином. Может он попал на Русь от хазар?
А мы с вами пока закончим на сегодня.До свидания. Будьте здоровы!