У всего есть свои цели, без них невозможно существование ни одного серьёзного проекта. Хотя, если точнее, то проект и дело могут существовать без цели, просто в качестве данности, но в этом случае от них не будет никакой пользы, прибыли, выгоды, а скорее даже убыток в виде затраченной энергии, либо финансов. Обычно цели планируют заранее и уже в соответствии с ними создают дальнейший план действий по осуществлению задуманного. Говоря о бизнесе, можно заметить очень часто встречающуюся ошибку, которая заключается в том, что бизнесмены не ставят перед собой чётко определённые цели вовсе, либо ставят цели «размытие» («получить большую прибыль», «обогнать конкурентов», «улучшить продукцию»).
Какие должны быть цели? Для достижения цели необходимо в полной мере осознавать как, какими способами и методами её можно достичь. Если сказать работнику: «Сделай что-нибудь, что увеличит прибыль компании», то вряд ли это принесёт какой-либо, хоть сколько-то положительный результат. По этим причинам любая цель должна обладать такими качествами как чёткость, конкретность и измеримость.
Совокупность данных критериев получила название SMART: цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), привлекательной (Attractive), реалистичной (Realistic), определенной во времени (Time framed).
Рассмотрим постановку целей по SMART подробнее:
Конкретные цели (S) — формулировка цели должна быть выражена конкретно, иначе полученный результат может очень сильно различаться с тем, что вы ожидали.
Измеримые цели (M) — в том случае, когда не установлено каких-либо измерителей для цели, то будет невозможно определить, получен ли нужный результат или нет.
Достижимые цели (A) — цель это своеобразный ориентир или маяк, который является стимулом для решения проблем, задач, и в итоге развития и движения вверх путём достижения успеха. Исходя из этого, цели не должны быть неосуществимые, так как подобные приведут только лишь к ухудшению ситуации, упадку, стрессам и конфликтам . Ставить преднамеренно сложные, но при достаточном вклад сил всё же выполнимые цели- именно это является задачей любого руководителя.
Ориентированность целей на результат, значимая цель (R) — цель должна быть обоснована, значима, и необходимо чётко понимать, какие выгоды принесёт её осуществление. Если выгод не будет никаких, то зачем её выполнять? Достижение бесполезных целей значит лишь трата ресурсов компании впустую.
Ограниченные по времени (T) — любую цель необходимо выполнить в чётко определённых рамках времени, это позволит контролировать процесс и не допустить того, чтобы цель «повисла в воздухе» и была отложена на неопределённый срок, либо забыта.
Все выбранные компанией цели варьируются по срокам их достижения и делятся на:
- долгосрочные (3-5 лет),
- среднесрочные (1-3 года),
- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года).
Эти цели часто называют стратегическими, тактическими и оперативными соответственно выше представленному перечислению.
По-моему мнению, планирование должно осуществляться на всех временных уровнях, что позволит наиболее чётко структурировать цели, однако стратегическим целям, несомненно, должно быть уделено большее количество внимания.
В том случае, если у компании существует долгосрочный план, долгосрочные цели, то есть существуют ориентиры на несколько лет вперёд, то и ресурсы компании тратятся по большей части в определённых, чётко установленных размерах, позволяя максимально извлекать прибыль и минимизировать издержки и затраты. В обратном случае, если долгосрочных целей нет и нет чётко определённого плана дальнейших действий, то ресурсы будут расходоваться неэффективно и существует угроза возникновения дополнительных затрат или потерь, злоупотреблений и присвоений собственности.
После определения стратегических целей, исходя из принципа «от большого к малому», постепенно разбивая большие цели на средние, а средние на маленькие, появляется возможность определить тактические и оперативные цели, осуществление которые в итоге приведёт к осуществлению глобальных, долгосрочных целей компании.
Таким образом, определение целей играет огромную роль для системы управления персоналом, так как позволяет чётко определить
и структуризировать пути развития и суть деятельности.