Найти в Дзене
8 1/2

КИНОРЕЖИССУРА часть семнадцатая КОМПОЗИЦИОННАЯ ОБРАЗНОСТЬ

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОБРАЗНОСТИ

Это понятие должно быть понято нами условно. Эти этапы не существуют в жесткой последовательности, этой последовательности вообще нет. Никто не знает на самом деле, как возникает композиционная образность.

Эти этапы находятся в реальности сосуществования, в реальности взаимопереходов.

Предполагается, что автор может выстрадать замысел (первый этап).

Автор в силах этот выстраданный замысел воплотить в

каком-то образном ряду (второй этап).

Автор для этого воплощения найдет единственно

возможное композиционное решение (третий этап).

Через композицию непосредственно в самой композиции предается единство эмоционального и логического постижения (восприятия) автором окружающей реальности.

СОВЫРАЗИМОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

Совыразимость - это сочетание внутренней свободы и логической оправданности композиции.

Здесь возникают очень крупные сочетания. Как в композиции решается жанр, как в композиции решается тема.

В какой степени жизненная правда присутствует в композиционном сюжете, и насколько она вообще нужна.

ЦЕЛОСТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

Целостность никогда не является синонимом завершенности.

Композиция может быть не завершена, а фильм будет целостен, то есть информационная незавершенность - это еще не есть незавершенность эмоциональная и смысловая. При этом нужно отметить, что есть незавершенность,

невосполнима в третьей реальности (фантазии зрителя). Например, когда на подтекст возлагается слишком большая нагрузка и зритель не может понять этот подтекст, или когда из повествования вымывается основной конфликт, то есть исчезает предмет для повествования, при этом неполнота, также как и избыточность могут повлиять на целостность композиции.

Паузы могут очень сильно влиять на целостность композиции. Паузы с одной стороны могут разрушить целостность композиции, а с другой стороны они могут быть и современными, и динамичными и содержательными.

Что же такое целостная композиция?

Это единство показываемого на экране и того, что возникает в сознании у зрителя. То есть целостность композиции выражается через эмоциональную силу и логическую схему композиции.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕЛОСТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

1. Предсказания и свершения.

Вначале дается предваряющая визуальная или вербальная информация, предваряющая последующее событие, а потом происходит свершение события.

Предсказание может быть дано в одном контексте, а свершение возникает совершенно в ином контексте.

Например, предсказание дается как случайное, а свершение

происходит как нечто неожиданно важное, проникающее глубоко в сознание. Они по-разному окрашены.

2. Повторяющиеся мотивы.

Это как правило или изображение или звук, которые повторяется в фильме несколько раз.

Это то, что интенсифицирует чувственное, зрительное восприятие.

3. Повторы.

Тут считается все то, что напоминает о теме фильма и его идеи (это не замысел). Могут иметь место повторы изображения, звука, черт характера, это даже могут быть повторы диалога и монолога, то есть всех речевых характеристик.

Наконец, к повторам относится флэшбэк (мотивировка выраженная во флэшбэке). Флэшбэк может быть использован как нечто, что раздражает зрителя в поведении персонажа.

4. Контрасты.

Контрасты показывают то, что было в сравнение с тем, что есть.

Контрасты - это важнейший способ установления контакта со зрителем (система сравнений). Система сравнений позволяет передать зрителю и характер, и действие, и событие, и конфликт объемно.

Эйзенштейн предлагает многоточечность изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР КОМПОЗИЦИИ

Композиция должна быть индивидуальна. Это своя эмоциональная логика. Свои нарушения привычного.

Только индивидуальная композиция может вызвать у зрителя мысли и чувства. Дело в том, что композиция выражает личное отношение к реальности.

Это значит, что композиция пристрастна. И выверенность композиции особого рода, она отражает индивидуальность автора. Композиционное решение заимствовать невозможно.

Композиция в силу этого выражает характер событий, конфликтов, и в тоже время сама обладает характером.

Композиционное решение всегда или за что-то или против чего-то, оно может быть или заметно или наоборот незаметно. Композиционное решение может вызывать протест, неудовлетворенность у зрителя.

Структурная композиция.

Сцены эпизоды и кадры, их соотношение сопоставление, соразмещение и соединение между собой дает структурную композицию.

СЦЕНА И ЭПИЗОД