ПРЕПЯТСТВИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Позволяет ли этот подход преодолеть барьеры, которые обычно препятствуют изучению истории и гражданственности? Чтобы понять это, мы начинаем перечислять эти барьеры в соответствии с классификацией профессора Ари Вильшут (Центр прикладных исследований в образовании при Амстердамском университете прикладных наук).
Во-первых, у студентов есть проблемы мотивации:
- Зачем изучать историю и гражданственность? - они не чувствуют связи с прошлым;
- Что связывает меня с историей? - они пытаются представить себе отношения между прошлым и настоящим и, когда они это делают, получить точное представление о прошлом;
- Как прошлое и настоящее связаны между собой?;
- Как я могу говорить о прошлом, не имея личного опыта?
Во-вторых, учащиеся борются за изучение истории, потому что не могут понять перспективную природу исторических знаний:
- Почему историческое повествование всегда зависит от точки зрения, с которой оно начинается? - они часто мыслят анахронично;
- Как отличить историю от мифа?
Наконец, пожалуй, наиболее трудными препятствиями, которые необходимо преодолеть в преподавании истории и гражданственности, являются препятствия, касающиеся критического и аналитического потенциала, необходимого для доминирования языка истории и его специфической способности мыслить о реальности:
- Как мы можем преодолеть предрассудки?
- Как факты критически отличаются от фантазий?
- Какова сравнительная аргументация?
- Каким образом используются самые сложные реестры естественного языка?
- Как можно оправдать разумные аргументы?
СБОРНИК ПРИМЕРОВ "ХОРОШЕЙ" ПРАКТИКИ
Задача IBO состоит в том, что в рамках UDL даже барьеры, препятствующие историческому и социальному обучению, могут быть преодолены путем привлечения студентов к разнообразным образовательным мероприятиям, рассчитанным на классные группы или даже на отдельных студентов. Конечно, это картина, о которой в настоящее время даже трудно мечтать в итальянской школьной системе, обремененной нехваткой средств и большими классами, но, возможно, мы тоже можем что-нибудь сделать. По завершении проекта Euroclio было собрано около двадцати примеров передовой практики, некоторые из которых, хотя и с некоторыми корректировками, могут быть также реализованы в Италии на различных уровнях начальной и/или средней школы.
ИСТОРИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРЕДМЕТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ
Третий доклад семинара, более конкретно посвященный преподаванию истории, был сделан Ари Вильшут. Он пришел к выводу, что одним из способов преодоления отсутствия мотивации к историческим исследованиям, по-видимому, является все более тесная связь истории и гражданства. Фактически, эти две темы тесно взаимосвязаны.
История - это не просто знание прошлого, чтобы "вспомнить", это также не упражнение в рассуждениях или исторической мысли, которое должно осуществляться только для себя. Дидактический смысл изучения такого предмета, как история, заключается в ответе на вопрос: как люди справляются со своим прошлым, чтобы создать современный мир? Другими словами, если граждане постоянно создают свой мир через то чувство, которое они придают индивидуальному и коллективному опыту прошлого, истории и гражданственности, то, правильно понимая это, они являются близнецами.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: НЕОБХОДИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Граждане также являются настоящими гражданами, когда они чувствуют себя частью общины, т.е. когда в результате кропотливой, а иногда и разочаровывающей политической практики они проводят необходимую работу по самоуправлению, в которой нуждается каждое общество. Гражданин, в отличие от субъекта, не подчиняется какому-либо лицу, лидеру или иному мировому принципу, но признает законную власть абстрактных субъектов, таких как закон, республика, общество или государство. Именно по этой причине гражданство всегда было связано с образованием.
Субъекту необязательно знать, почему он должен подчиняться, просто потому, что он вынужден это делать. С другой стороны, гражданин должен быть хорошо информирован и брать на себя ответственность; необходимо, чтобы он придерживался определенных принципов и представлял себя в качестве альтернативы традиционному управлению государственными делами. Тем не менее, это поведение, которое проявляется не спонтанно, а усваивается при изучении человеческих действий прошлого. То есть это единственная основа для того, чтобы действовать в настоящем и представлять себе будущее.