Найти в Дзене

Зарубежный детектив: сентябрь

Хоть обзор и за сентябрь, а получается классика жанра - "как я провел лето", потому что большинство книг увидели свет в период отпусков. Можно было бы схватить, что-нибудь и поновее, но. увы, в распоряжении на сотню раз разруганный женский триллер/ детектив. Впрочем, не обошлось и без него в классическом, правда, варианте.

«Я супермен, я джентльмен! Дела мои неплохи»

Болдаччи Д. Невинная/ Пер. с англ. А. Филонова. - М.: Эксмо, 2019. - 448 с.

Болдаччи все как-то тяготеет к большим размерам. Это относится как к объему его романов, так и к главным героям. Такое впечатление, что он пишет исключительно о самодвижущихся шкафах, которые дерутся, стреляют и, что самое удивительное, думают.

Итак, в главной роли у нас спецагент, правительственный суперкиллер, работающий по заветам «нет человека – нет проблемы».

Разъезжает по миру, «стрелянто-убиванто», а как без этого. Цель – устранить объект и незаметно скрыться в тени. Короче, интересно живет человек. Правда, день рождения при таком ремесле приходится справлять в одиночестве – нет ни дома, ни семьи, ни друзей надежных, одни конспиративные квартиры. Все почти как в «Планировщиках» Кима Онсу. Но если кореец в своем совершенно потрясающем романе опускается на экзистенциальные глубины, пускаясь в рассуждения о том, что времена меняются, и отнюдь не к лучшему, то Болдаччи предпочитает ограничиться старым добрым сюжетом о том, что в одну отнюдь не прекрасную ночь все начинает идти не так.

Уилл Роби попадает в большие неприятности, да не один, а на пару с девочкой-подростком Джули, родителей которой убивают практически у нее на глазах. Теперь ему нужно срочно выяснить, что же там случилось наверху, в отделе стратегического планирования? Кто и по какой причине затеял с ним игру в кошки-мышки?

В романе начинают щедро стрелять и герой, подружившийся помимо прочего с агентшей ФБР, теперь нигде не может чувствовать себя в безопасности. Обаяние экшна умело уравновешивается сбором информации и прочими положенными в таких случаях следственными процедурами. Кругом одни враги, и самое поганое, что никак не разберешь, кто друг, а кто враг.

Детективы с участием спецслужб и подковерной игрой обычно скучны. Но бодрый темп повествования и общая молодцеватость слога не дают повод для уныния. В чем в чем, а в том, что в книге ничего не происходит, Болдаччи упрекнуть сложно.

В итоге имеем по настоящему остросюжетный, настоящий мужской роман про доброго киллера в белых доспехах с взрывами, стрельбой и неплохой детективной интригой. Финал всего этого действа слегка подгулял, и какие-то вещи, вроде того, кто тут первый кандидат в неприятели, были очевидны уже с середины, но сожаления в том, что одолел четыреста с лишним страниц, ни в одном глазу. Наоборот, дайте следующий, пожалуйста.

«…Тот в цирке не смеется»

-2

Ле Карре Д. Шпионское наследие/ Пер. с англ. С. Таска. - М.: Corpus, 2019. - 320 с.

Никогда не питал любви к Ле Карре. На фоне детективного бума начала 90-х, он казался самым безынтересным. Желание быть серьезным, и, кто его знает, может быть, даже высокохудожественным, ставило его в невыгодное положение в сравнение с более бойкими коллегами. После «Русского дома» я думал, что распрощаюсь с ним навсегда. Но старик совсем в возрасте, на пороге жизни вечной. А тут новый роман. Возникло вполне естественное любопытство: как он там, в последней (на самом деле уже предпоследней) книге? Впал ли в маразм?

Оказывается, нет, ничуточки. Для меня «Шпионское наследие» едва ли не лучшая в литературном отношении книга, прочитанная за пару последних месяцев. Однозначно высшая лига. Неторопливое, обстоятельное, вдумчивое повествование. С пристальным вниманием к деталям, заставляющая вспомнить лучшие образцы прозы XIX- XX века. Помимо этого отличная история, с внятной и отнюдь не тривиальной моралью, с рефлексией по поводу современности. Ну да, стариковской «раньше трава была зеленее», но ведь в данном случае пусть и небесспорной, но обоснованной. В остальном никаких признаков старческой слабости.

Итак, в чем же суть? Старого агента, вышедшего на покой (правильнее сказать, находящегося в состоянии анабиоза, потому что из спецслужб уйти невозможно) вызывают по поводу одного древнего дела. Операция "Паданец", будь она неладна. ГДР, «Штази», все такое. Полвека прошло. Всем бы забыть. Но в наш век гуманизма никто не забыт, ничто не забыто. Наследники требуют справедливости.

О том, что тогда произошло и во что в итоге вылилось весь роман.

Одна из важнейших тем – моральные последствия агентурной работы, не то на Цирк (это они так свою невидимую службу называют), не то на Родину. Все это позволяет выйти на вопросы глобального порядка – оправдывает ли цель средства? И если цель существует, то не обессмысливают ли всякое стремление к ней избранные средства?

Нам известны разные виды людей – «Человек умелый», «Человек разумный». Ле Карре рассматривает специфический подвид – «Человека шпионского».

Но как бы неприглядно или жалко последний не выглядел, институты, стоящие за ним еще отвратительней.

Возвращение к легкому жанру

-3

Бюсси М. Помнишь ли ты, Анаис?/ Пер. с фр. Н. Хотинской. - М.: Фантом Пресс, 2019. - 288 с.

Бюсси – один из самых остроумных авторов в детективном жанре. В отличие от толпы авторов, трусливо пасущихся на донельзя вытоптанной ниве традиционных сюжетов, он выглядит диким мустангом, перескочившим через загородки жанра и умчавшимся на приволье.

Этот небольшой сборник не является исключением. Бюсси отправляется в отпуск (в прямом и переносном смысле), на курорт (каникулы!) и предлагает читателю последовать за собой. Но и там он не ведает устали. Бюсси ищет сюжеты достойные детектива в самых обыденных вещах.

«Помнишь ли ты, Анаис?» - книга летняя. Курорт и отдых всех мастей – исторические места и экзотика Реюньона, уютная французская провинция. Загадки на любой вкус. Хотите – литературно-историческая, хотите – с мистическим налетом. Есть классическая про семейное убийство и труп в шкафу. Даже спортивная имеется.

Но эта книга летняя еще и потому, что не лишена озорства. Кому-то может показаться, что Бюсси балансирует на грани этики и этикета. Но в действительности перед нами откровенная насмешка над устоявшимися детективными штампами.

Дефективный детектив

-4

Перри Э. Безмолвный крик/ пер. с англ. И. Самуйловой. - М.: Эксмо, 2019. - 416 с.

Телесериал «Монк» я помню, на уровне заставки. Такие я называю обеденными. Вроде что-то идет, мелькает на экране, и при этом абсолютно не трогает, не мешает процессу питания и пищеварения. Не затрагивает слоев головного мозга, и движения души никакого. Мелькание цветовых пятен, мерное бубнение актеров.

Романы Энн Перри, то же про Монка, но другого, хотя тоже с гусями (интересно, она судилась на предмет плагиата?), следовало бы назвать спальными. Принимать вместо снотворного по 10-15 страниц на ночь.

Событий здесь на рассказ. В не самом респектабельном квартале Лондона находят двух джентльменов – молодого и старого, живого и мертвого. А пока полиция думает, что к чему, Уильям Монк берется за расследование нападений на проституток-фрилансерш.

Если задаться вопросом о достоинствах Перри как автора, то я бы без колебаний назвал ее удивительную способность накручивать страницу за страницей вокруг пустого места, никак не двигая сюжет по существу. Перри – большая мастерица тянуть кота за хвост. Вот, к примеру, в этой книге добравшись до середины, таки и не имеешь полной картины произошедшего преступления: то ли он убил, то ли его убивали. Живой участник событий в наличии, но ему нельзя давать показания, а то совсем спятит от расстройства, бедняжка. Вот такой викторианский гуманизм в действии.

Ну еще, наверное, стоит похвалить ее за то, что в книжке всего один труп, а не полновесный набор для братской могилы, как нынче принято. Хотя отчасти это объяснимо, писано более 20 лет назад, тогда плановое задание по убийствам так высоко не задирали.

В остальном, при всем занудстве (якобы XIX век на дворе и стилистика соответствующая) Перри не слишком расходится с современными образцами женского детектива, в которых загадка никакая не загадка, крови нет, а женщины забиты и унижены. «Полиция такое расследовать не будет» - напоминают нам каждые пять страниц, стремясь вызвать сочувствие к униженным и оскорбленным.

Ощущается стойкий привкус «мыла». Роман этот из числа тех, где мы должны затаив дыхание следить за сквозными персонажами. Пробудится память у амнезирующего Монка или нет, завяжется у него с Эстер или нет и т.д. Но это как-то не слишком занимательно выглядит на бумаге. Лучше будет включить телик, да найти какого-нибудь дона Альберто с сеньорой Стефанией. Море любви обеспечено, и никакого пережевывания слов, унылых описаний при этом. Надо, кстати, подсказать английской королеве, а то она не туда смотрит.

Сергей Морозов