Один из главных фильмов 2019 года поражает абсурдной реалистичностью и гениальной актерской игрой Хоакина Феникса.
Фильмы по мотивам комиксов порядком утомили многих любителей кино. Каждый год выходят чуть ли не десятки блокбастеров про очередного Человека-Паука или какого-нибудь Аквамена. Всех их объединяет одно: они хороши по форме, но пусты в плане содержания, а потому смотрятся откровенно скучно. Никакой художественной ценности.
Вечная борьба двух главных комиксовых издательств - Marvel и DC Comics - казалось бы, должна была привести к развитию экранизаций графических романов, но на практике получилось иначе. Marvel перенасытил рынок своими поделками, а DC Comics стреляли редко и не очень-то метко. Действительно удачными можно было назвать только фильмы Тима Бертона и Кристофера Нолана про Бэтмена. Они получились совершенно разными по настроению, но полюбились публике.
Картины про Темного Рыцаря Готэма издавна славились колоритными харизматичными антагонистами, зачастую затмевающими собой главного героя повествования. И в первых рядах здесь шел безумный преступник, известный под псевдонимом Джокер. В 80-х с его образом отлично справился Джек Николсон, а в 2008-м - Хит Леджер, которому роль сумасшедшего бандита фактически стоила жизни. И когда казалось, что никто уже не сможет не то что по-новому посмотреть на персонажа, но даже добротно его сыграть (привет Джареду Лето), на сцену вышел Хоакин Феникс.
Режиссер Тодд Филлипс, известный по комедиям про пьянки в Лас-Вегасе и Таиланде, оказался способен снять по-настоящему серьезное драматическое кино. "Джокер" - это квинтэссенция лучших образчиков Нового Голливуда, приправленная проблемами современного мира. Здесь можно заметить отсылки ко многим классическим лентам: "Телесеть", "Пролетая над гнездом кукушки", "Король комедии", "Собачий полдень" и, конечно же, "Таксист". Параллели с культовым фильмом, в котором блистал Роберт Де Ниро, видны невооруженным глазом. И символично то, что Филлипс пригласил великого актера на одну из ключевых ролей в "Джокере".
Многие говорят о том, что герой Хоакина Феникса прямо живет во "вселенной Скорсезе". С этим сложно не согласиться, ведь экранный Готэм, по сути, повторяет Нью-Йорк 1970-х со всеми его горестями и проблемами. Но также этот давящий мрачный образ города, безжалостно перемалывающего людей, смутно напоминает Петербург из "Преступления и наказания" Достоевского. Депрессивные грязные улицы, обшарпанные квартиры и прочие элементы безысходности буквально проходят красной нитью через весь фильм. А сам Артур "Джокер" Флэк как будто олицетворяет собой униженного и оскорбленного человека, доведенного до отчаяния враждебностью окружающего мира. Федор Михалыч одобряет.
Нет смысла подробно останавливаться на сюжете "Джокера", но обязательно надо сказать о ключевом элементе мозаики, превратившейся в один из лучших фильмов последних лет. Хоакин Феникс - актер, давно уже зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны. Его работы всегда отличаются самобытностью и полной самоотдачей, какому бы жанру не принадлежала картина. "Она", "Переступить черту", "Мастер", "Гладиатор", "Таинственный лес", "Иррациональный человек", "Тебя никогда здесь не было" - перечислять можно долго. И, наконец, "Джокер", в котором Феникс продемонстрировал такую убедительную трансформацию персонажа, что нет никаких сомнений: Оскар за лучшую мужскую роль в следующем году отправится именно к нему.
Дуэт Филлипса и Феникса переиначил комиксового злодея и вдохнул в него искру истинного искусства. А из искры, как известно, возгорится пламя, способное очистить мир от лишней шелухи. Главное только не обжечься и не превратить успешную картину "ручной работы" в конвейерное производство, как это любят делать студии в последнее время. Феникс уже заявил, что роль Джокера не оставляет его, и он готов к ней вернуться в следующих фильмах. Наверное, это хорошо. В конце концов, не сидеть же безумному комику Артуру Флэку вечно взаперти.
Оценка CinemaTravel: 9/10
Если вам понравился материал, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не пропустите предыдущие тексты:
"Паразиты": Корейская семья против капитализма
"Однажды в… Голливуде": Главный фильм Тарантино о любви
Самая циничная комедия года: "7 социопатов"
Почему многие претензии к хоррору "Оно 2" неуместны
8 актеров, которые могли бы сыграть Росомаху после Хью Джекмана