Найти тему
Clio: История

Женщины у власти, часть X: Иезавель Англии

Костры инквизиции
Костры инквизиции

«Я не побоюсь сказать, что уже назначен в Вечном совете день отмщения, которое ждет эту ужасную, чудовищную Иезавель Англии, а также тех, кто поддерживает ее жестокости». Помимо этого, шотландец горько сетует на то, что мужчины, позволившие женщинам управлять ими, утратили разум: «Нечестивая радость <...> в Лондоне и других местах Англии, когда эта проклятая Мария Тюдор была провозглашена королевой, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что мужчины стали более чем безумны». Даже важность непрерывности не смущает Нокса: «В древности, когда в королевском роду не оставалось наследников мужского пола, как это часто случалось в Израиле и иногда в Иудее, людям никогда не приходило в голову отметить высокой честью и избрать на престол одну из королевских дочерей. <...> Они не проявляли больше уважения к прежнему королевскому роду, а избирали на престол другого человека, которого считали наиболее достойным для этого». Он горячо порицает испанскую и французскую политику Марии Тюдор и Марии Лотарингской: «Им было запрещено выходить замуж за мужчин другого племени, чтобы та часть имущества, которое им принадлежит, не переходила в другое племя. <...> Англия, ради удовлетворения ненасытного аппетита жестокой и чудовищной Марии, отдана в руки спесивых испанцев», - так высказывается Джон Нокс о браке Марии и Филиппа. О помолвке Марии Стюарт и дофином Франциском проповедник такого же отрицательного мнения: «Шотландия же из-за безрассудства и безумия своих правителей, а также благодаря козням коварной Дамы отдана в качестве приданого Франции». Именно так ядовито и немилосердно отзывался проповедник о двух британских королевах.

Интересно то, что на страницах произведения неоднократно встречаются упоминания античных и библейских имен и сюжетов. Так, Марию Тюдор Нокс сравнивает с уже упомянутой выше Иезавель, а Марии де Гиз досталось сравнение с «ядовитой» Цирцеей. Знание этих персоналий помогает провести должные параллели с двумя правительницами, о которых так яростно высказывался автор. Иезавель - библейская героиня, чудовищно кровожадная, жестокая, высокомерная, была фанатично предана идолопоклонническому финикийскому божеству Ваала и всеми силами пыталась истребить истинную еврейскую религию. Имя царицы в дальнейшем сделалось синонимом порока и разврата. Цирцея же была греческой злой колдуньей. По изложению Диодора Сицилийского, выйдя замуж за царя сарматов, Цирцея отравила его и стала царицей, жестокой по отношению к своим подданным.

На наш взгляд, работа Нокса - не только теологический трактат, написанный под влиянием реставрации католицизма в стране. Нельзя забывать о его политическом значении. По существу, памфлет содержал прямой призыв к восстанию и свержению двух королев. «Таков долг знати и других сословий, - писал Джон Нокс, - Без промедления они должны отстранить от власти тех людей, кто владеет ею с помощью вероломства, узурпации и насилия. <...> Они должны лишить чести и власти это чудовище по своей природе».

Как и многие протестантские теологи, шотландский проповедник соглашался с традиционной христианской доктриной о божественном происхождении власти, но делал существенное различие между «властью, установленной Богом, и лицами, облеченными этой властью». Нокс считал Бога верховным сюзереном всего человечества, и правитель, хоть он и наместник Бога на земле, не имеет абсолютной власти - она ограничена законом Божьим. Опираясь на эту идею, проповедник определил, что же божественной властью запрещено делать королю. По мнению Джона Нокса, король не должен защищать «идолопоклонничество», то есть римско-католическую религию - это является одной из основных его задач. Монарх ни в коем случае не должен пренебрегать национальными интересами страны. Именно поэтому Нокс, взволнованный проблемой национальной независимости Англии и Шотландии, столь гневно отзывается об испанском браке Марии Тюдор и помолвке Марии Стюарт с наследником французского престола: «Господь не потерпел того, чтобы имущество и обычные плоды земли, предназначенные для одного племени, переходили к другому <...> В Испании не только другой язык, другие обычаи, другие законы, там не признают Бога, воюют с правдой, отрицают Иисуса Христа, преследуют его истинных сторонников... <...> А французский король и его чумные прелаты намерены жестоко и безжалостно бороться против божьей истины, а зажженные костры которые поглотят невинную кровь христиан, подтвердят то, что провозглашено жестокими эдиктами этого королевства. И этим тиранам (я имею в виду Испанию и Францию) даровано право владеть Англией и Шотландией!»

В соответствии с излагаемыми им ограничениями власти монарха, Нокс имел свое мнение об обязанностях подданных. Если правитель подчиняется указанным выше ограничениям, то подданные обязаны беспрекословно подчиняться. Но при нарушении королем этих ограничений, они имеют право восстать против власти тирана.