Мне нравится изучать быт и нравы дореволюционной России, и я убежден: не так уж сильно современные люди отличаются от тех, кто жил 100 с лишним лет назад. То есть, конечно, технологии многое изменили, расцвела медицина, и еще много чего случилось, но на базовом, житейском уровне мы бы друг друга поняли без проблем.
Читаю я какие-нибудь «Олонецкие губернские ведомости» за 1908 год, а там барышня рассуждает о том, что брак – это не замена карьере, а рабство, уважаемый гражданин возмущается фривольности танцев в увеселительных заведениях и всем миром собирают деньги на сирот в Николаевском приюте. Вот, кстати, тема, которой я сегодня хотел бы коснуться.
Социальная реклама появилась в России вовсе не в начале XX века. Еще при Петре I расцвел так называемый «назидательный лубок». В красочных картинках простым людям объясняли, почему азартные игры, зеленый змий и разные неподобающие занятия (например, ослушание мужа) – это плохо.
В XIX веке социальная реклама больше напоминала произведения искусства. И не удивительно, ведь поучительные плакаты создавали именитые художники – Васнецов, Врубель, Кустодиев и другие. Честно, шедевр под названием «Пора опомниться и перестать пить» хочется разглядывать и разглядывать.
В начале XX века все печатные издания в царской России заполонила разная реклама, в том числе и социальная. Причем, довольно креативная. Давайте посмотрим самые интересные примеры!
В царской России постоянно просили жертвовать на нужды сирот. Особенно по церковным праздникам.
Первая мировая оказалась тяжким испытанием для страны. Денег не хватало и раненным солдатам регулярно собирали пожертвования.
Гражданские активно помогали тем, кто на фронте: жертвовали и на книги, и на кино, и на полевые бани.
Царская семья поддерживала движение «Белого цветка» по борьбе с туберкулезом, которое пришло из Швеции. Лечебная ромашка была символом движения.
Актеры тоже служили и плакаты с призывом жертвовать им и семьям павших были особенно яркими.
В материале использованы иллюстрации из ЖЖ «Хроники последнего рубежа». Подписывайтесь на «Визуал», ретро-канал для тех, кто любит «разглядывать» историю!