- 10 стульев из дворца!
- Почему из дворца?!
- Сидите и не рыпайтесь! (С)
Попался на глаза пост, продают вазу и пишут «Ваза с провенансом» и дальше фирма, размер, цена. Лаконично, в общем. Загадочный провенанс такой, чем-то похож на стремительный домкрат. Но провенанс, то есть история бытования предмета - штука очень редкая, особенно у простых винтажных вещей, коих сейчас так много продают. И он сразу поднимает условную цену и безусловную ценность предмета в разы. Например, расскажу про недавнее пополнение коллекции.
Большой керамический кувшин, сделан годах в 50-х в одной из мастерских итальянской провинции Виченца, а точнее в городке Бассано дель Граппа. А в получасе езды от Бассано в небольшом городке Сан-Пьетро ди Фелетто восемь лет назад случилась невероятная история: 72-летняя местная жительница Эмилия даль’Анезе решительно объявила о закрытии своего ресторана. Ого! Это, похоже, стало самым крупным событием в истории маленького Сан-Пьетро ди Фелетто и даже прогремело на всю провинцию Тревизо. Слыханное ли дело, ресторан который работал себе спокойно 82 года без перерыва - закрывается! Слышите, российские рестораторы - 82 года, ага.
В 1930 году ресторан Al barba cacciatore (в смысле - где встречаемся? Где, где, у охотника на бороде) открыл отец Эмилии, он был охотник и бородач, уж не его ли профиль изображён на кувшине? Ведь посуда для ресторана была сделана бассановскими мастерами по заказу Эмилии и расписана по её эскизам. Сама она там работала с 12 лет, сначала с отцом, потом одна. Это уже был не совсем бизнес, а наверное как сейчас бы сказали - социальный проект) Совсем тяжело дела пошли примерно с 2010 года. В интервью местной газете в 2012 году она рассказала, что обращалась за помощью к местным властям, чтобы они помогли ей с налогами, ведь платежи выросли до 7000 евро в год, и ещё по 700 евро в месяц она платила за электричество. Но они отказали и Эмилии пришлось закрыться. Местные тогда чуть ли не забастовку устроили, ведь это событие нарушило привычный уклад жизни всего города!
Но ничего не поделаешь, 82 года истории маленького и такого важного ресторана остались позади. Эмилия продала имущество, а сама до сих пор мирно живёт в своём домике в Сан-Пьетро ди Фелетто в окружении детей и внуков, правда, прошлым летом похоронила мужа. А кувшин этот я отыскала на блошке в Падуе (тоже недалеко от Тревизо), а потом он стоял у меня в деревне, а потом уехал в Питер, к одному хорошему человеку.
Казалось бы, копеечная вещь, а что делает «провенанс»!