Гости из Европы часто боятся приезжать в Россию на своём автомобиле. Помимо предрассудков из девяностых о "бандитах с большой дороги" на то есть и совершенно объективные причины. Это стиль вождения наших соотечественников.
Впрочем, комфортно чувствовать себя за рулём этот стиль мешает не только гостям из-за границы, но и нам с вами. За четыре года владения машиной я проехал 80 тысяч километров, сделав немало наблюдений и выводов. Аспектов и нюансов тут достаточно, и охватить все вот так сразу невозможно. Постепенно я буду рассказывать о своих выводах на этих страницах. И начать хочется с самого опасного манёвра - обгона.
Обгон в России привыкли делать как попало. Если уже видна машина, которая едет навстречу, всё равно можно обогнать, ведь "она ж ещё далеко". Если впереди едет кто-то медленный, то можно закрыть глаза на сплошную линию, островок безопасности, близкий поворот или ограниченную видимость на подъёме. Причём оценка степени медленности абсолютно субъективна: в разных ситуациях это может быть и 20 и 120 км/ч. Если есть желание обмолвиться крепким словом за закрытыми дверями своей машины, почему нет.
В результате водители с опытом обязательно натыкались на ситуацию, когда более или менее остро приходилось уходить от столкновения с машиной на встречке. Может быть, чуть смещаться к краю дороги, а может и скатываться на обочину. Иногда такие ситуации заканчиваются печально. Неспроста каждый сотый наш соотечественник заканчивает свои благородные дни в происшествии на дороге.
Но вернёмся к обгону на трассе. Давайте в качестве примера рассмотрим вот такую вот ситуацию.
Большие машины часто собирают за собой очереди. Особенно если трасса хотя бы немного загружена. И в этих очередях начинается хаос.
Первый тип хаоса - это множественный обгон. Это когда одну крупную и относительно медленную машину обгоняют несколько других сразу.
Начнём с того, что такой манёвр напрямую запрещён Правилами дорожного движения РФ (пункт 11.2). Но кого это останавливает? Наряду с превышением скорости подобное действо в лидерах среди встречающихся у нас нарушений.
Начиная обгонять вместе с машиной перед вами, вы подвергаете опасности и себя, и её. Ограниченная видимость, большая скорость. Подумайте, что будет, если машина впереди вас будет вынуждена резко затормозить или торопливо встроиться обратно в свою полосу? С "хвостом" сделать это аккуратно уже может не получиться.
В ситуации, когда за фурой скапливается толпа машин, и спереди появляется свободное пространство, уже страшно начинать обгон первым. Потому что сзади с большой вероятностью пристроится ещё машина, а то и две. О безопасности тут говорить уже не придётся.
Ну а если ваш обгоняющий "паровозик" остановят бдительные сотрудники ГИБДД, то достаться может всем. Не так просто понять, кто же пошёл на обгон первым, а кто виноват, если нет видеозаписи.
Второй тип хаоса - это обгон нескольких машин сразу. Формально это не запрещено, но выглядит как-то не по-человечески. К тому же, опять подрывает устои безопасности.
Выглядит это так. Вы некоторое время едете за большегрузом, держите дистанцию и ждёте возможности обогнать. Через некоторое время появляется свободное пространство, но сзади уже пристроился гонщик, который тут же спешит выехать на встречку, не откладывая ни на секунду.
Вы смотрите в зеркало и видите, что за ним в потоке обгон начали ещё две машины. Конечно, присоединяться к этим рискованным играм не хочется. Поэтому приходится ждать.
В идеальном мире
Итак, я приближаюсь к "паровозику", собранному большой неспешной машиной. Передо мной - ещё две машины, которые пока что не могут обогнать. Хорошо, давайте подождём. Первым делом пусть обгонят они, а потом и до меня дойдёт черёд.
А если есть и пространство и время, но они не обгоняют, только тогда пора задуматься о собственных активных действиях.
***
Расскажите о ситуациях на дороге, которые вам надоедают. Что надо изменить в голове у наших водителей, чтобы сделать их же жизнь лучше? А главное, безопаснее. Поделитесь своими мыслями в комментариях.