Капуста – традиционный продукт римской кухни. Она неоднократно упоминается в поэта Марка Валерия Марциала (I век н.э.), часто касавшегося в своих стихах гастрономических тем. Отмечена она и в его перечне всевозможных гостинцев (с рекомендацией подсаливать воду при варке, чтобы сохранить ее зеленоватый цвет – Epigramm., XIII, 17).
Однако славу настоящего римского продукта капуста снискала себе благодаря Марку Порцию Катону Старшему, одному из наиболее известных деятелей эпохи Римской республики. Едва ли не образец для подражания для всех римлян своей эпохи (впрочем, в частной жизни Катон далеко не всегда следовал принципам, которые отстаивал), он занимался, среди прочего, земледелием и написал об этом достойном занятии трактат. В нем он называет капусту первым из овощей и всячески расписывает ее достоинства (De agri cultur., 156). Поэт Гораций упоминает вареную капусту как обязательное блюдо на столе другого выдающегося римлянина – Сципиона Эмилиана, покорителя Нуманции и Карфагена (Serm., II, 1, 74). Капустой выдающийся полвокодец и государственный деятель ужинал в компании своего друга Гая Лелия.
Однако и римляне эпохи империи, привыкшие к более роскошной и утонченной жизни, не обходили капусту своим вниманием. Такие испытанные гурманы, как Апиций, не считали капусту возможной для себя пищей; их примеру подражали некоторые члены императорских семей.
Большинство же римлян по-прежнему сохранило уважительное отношение к капусте. Ученый-энциклопедист Плиний Старший упоминает про огороды своих современников, где специалистами по сельскому хозяйству выращивались кочаны, которые не могли уместиться на столе человека скромного достатка (Hist. Nat., XIX, 19, 54). Капуста нечасто упоминается в императорских жизнеописаниях, однако мы можем предполагать ее в числе овощей, которые любили, к примеру, Дидий Юлиан (SHAm Did. Iul., 3, 9) и Септимий Север (Ibid., 19, 8).
Хорошо известен в массовой культуре анекдот про императора Диоклетиана, который, удалившись от власти, якобы выращивал капусту. Стоит отметить, что капуста в данной истории – уточнение уже более поздних интерпретаторов этой истории; древний автор, сообщающий об огороде императора, говорит об овощах вообще (olera), не называя именно капусту (Epitome de caes., 39, 6). Впрочем, капуста вполне могла присутствовать на императорском огороде.