Найти тему
Native-Like Fluency in English

Наталья Токарь: принципы работы, если цель - значительно повысить уровень языка

Я не придумываю специально новые методы. Я не учусь у великих, чтобы передавать вам. Не прохожу “курсы повышения квалификации”, потому что я беру знания изнутри, не из курсов. Для меня не так важно, насколько это “инновационно” или сколько у меня сертификатов. Важен только результат, который у меня есть. Важны только люди, которым тоже нужен результат.

Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть “лёгкий и приятный процесс”. Но их нельзя отделять друг от друга. Спрос удовлетворить просто: люди просят быстро, легко и сразу. Им дают “Английский по любимым фильмам за 2 недели”. Дают процесс. Эмоции — это процесс. Результат — это навык, но нет гиперэмоций, когда ты умеешь. Просто умеешь и делаешь.

Так получилось, что я умею выразить то, что люди понимают, но не могут выразить на иностранном языке. Я долго не могла понять до конца фразу “так получилось”. Понимание пришло, когда я перестала подсознательно требовать от людей быть, думать и делать как я.

Им не нужно быть мной, но собой. Просто рекламные лозунги типа: “Ты тоже сможешь, посмотри на эту тысячу людей, которые смогли!” глубоко въелись в сознание, и люди требуют от себя и других соответствовать невозможному.

Сегодня мне пришло сообщение в мессенджере с продажей уроков английского, где было написано: “Сегодня на моем курсе был пятисотый студент. Попробуешь?”. Продающие тексты, бьющие в “боль”, всегда про то, как вызвать чувство вины, неполноценности, страх пропустить важное, страх не быть успешным — в общем ни одного созидательного качества.

Так получилось, что я умею думать на иностранном языке, глубоко понимая людей и передать этот навык другим. Так получилось, что мои методы воспринимаются как новые, удивительно простые, но “как я сам не догадался!”.

Я много тренируюсь, последние 20 лет, сколько себя помню, каждый день. Возможно, и в прошлых жизнях, кто знает. Но и в этой жизни обычно у меня получается хорошо раза с 235-го. Принять, что навык для меня — это месяцев 9 постоянной работы, было непросто.

Я показываю, что такое креативное мышление сразу на практике. Когда люди сами выбирают слова, которые им надо учить, сами исправляют свой акцент, сами видят то, что я не говорю, сами начинают слышать то, чего было не слышно (но если ты этого не слышишь, не значит, что этого нет), тогда начинается работа на результат.

И процесс получения новых результатов такой захватывающий, что непонятно, зачем останавливаться. Радость от своих результатов — это не радость от процесса. Это основа уверенности. Те, кто регулярно делает практические задания в сториз в инстаграм, начинает видеть, что они могут, и делает больше. Сейчас для меня это оптимальный способ показать, как работать по-новому сразу на практике — короткие регулярные задания в инстаграм.

Основные принципы стиля, в котором я работаю:

Переделывать — это хорошо. Ожидания от себя, что должно получиться с первого раза и есть главный тормоз.

Опираться нужно на свои факты, не на инструкции. Например, можно придумать себе, что “Я уже пять раз послушала, хватит. Это много. Я ж не совсем тук-тук, чтобы с пятого раза не понять”. А можно опираться от факта. “Чтобы услышать каждое слово, мне нужно было послушать 14 раз. Из пяти текстов, среднее число, сколько МНЕ надо слушать, чтобы услышать — 11 раз. Значит, пока я 11 раз не послушала, рано делать выводы, что “тут вообще ничего не понятно” или расстраиваться, что “я вообще ничего не понимаю и не слышу”. На моих курсах у ВСЕХ есть результаты, все слышат. Просто каждому нужно свое время.

Индивидуальная обратная связь каждому участнику. Учитывать индивидуальные настройки каждого человека — и есть самый быстрый путь к результату. Если работать без обратной связи, не будет толку.

Я предлагаю только один пакет без нее. Это курс Learn to Hear Every Single Word. Там можно работать самостоятельно, и я рекомендую его тем, кто умеет учиться сам, уже со мной работал, знает основные принципы работы. Даже там есть всегда опция “задать вопросы”. Люди обычно боятся задавать вопросы, думая, что они меня напрягают, что они же не заплатили за то, чтобы задавать вопросы, что “да я все понял, что тут непонятного”.

На самом деле, я для себя поняла, что качество задавать вопросы — это отражение качества командной работы. Если вы играете в одиночку и требуете от себя все быстро и сразу понять, это долгая и скучная игра. Работа с постоянной обратной связью — это другое измерение. И те, кто получает свои результаты, об этом знает. Это совсем другая система обучения, где учитель не говорит, как правильно. Эта система не работает без обратной связи, поэтому я даю ее всем.

Я исключаю себя из авторитетов, и мы вместе ориентируемся на носителей языка, которые и являются истинным авторитетом для тех, кто учит их язык.

Это система, которая меняет ход мысли. Я не предлагаю делать то, что люди делали со школы, и оно все равно не работает (просто никто не показывал как по-другому). Мой подход — часть большей системы развития человеческих качеств, которую я показываю всем, как и моих учителей, кто готов, открыт и хочет хочет поменять то, что давно не работает.

Какие человеческие качества вы считаете важными для того, чтобы учиться и получать новые навыки?

В сторис инстаграм я регулярно публикую практические задания по применению новых алгоритмов самокоррекции (найдите кружочек highlights Practical tasks, там уже более 100 заданий), чтобы выражать себя на человеческом английском в любой момент времени, без того, чтобы вспоминать красивые шаблоны и заготовки.