Мария Конина, собственник мастерской «Вверх Тормашками», о своем отношении к предпринимательству.
— Мария, расскажите, как вы решили открыть собственный бизнес? Сколько времени прошло между рождением идеи и ее воплощением?
— Я решила открыть бизнес, когда нашей семье перестало хватать денег, которые зарабатывал муж как наемный сотрудник. Я предложила ему заниматься тем, что он любит больше всего — создавать изделия из дерева. Я понимала, что смогу продать любые товары для детей, которые будут интересны мне самой. Между идеей и первыми продажами прошло не больше месяца.
— Достаточно ли иметь идею для открытия бизнеса или без стартового капитала не стоит и начинать? Какой был ваш стартовый капитал?
— Наш стартовый капитал составлял около 10 тысяч рублей. Но уже был минимальный набор бытовых инструментов по деревообработке на сумму 50-60 тысяч рублей.
Открыть счет в Совкомбанке
— Вы как-то продумывали будущий бизнес детально? Составляли бизнес-план?
— Нет, Никаких планов мы не делали.
— Какие топовые ошибки, на ваш взгляд, подстерегают предпринимателя в начале пути? Расскажите о своих ошибках, если такие были или есть.
— Я думаю, что у каждого предпринимателя будут свои собственные ошибки, связанные с его способом жить и взаимодействовать с другими людьми. Мои ошибки были связаны с недостаточной формализацией отношений: мы начинали делать без ТЗ, просто обсудив с клиентом подробности задачи в чате. Конечно, это приводило к ошибкам.
Самая серьезная ошибка в нашем бизнесе произошла, когда я внедрила систему учета финансов, не разобравшись как следует, как она работает. Полгода у меня было ощущение, что мы работаем в прибыль, а на самом деле был убыток.
Хочу сказать, что ошибки — это нормально. Я часто делаю все не по правилам, не как это принято, а так выше риск ошибок, но зато получается свой путь развития.
Если вы ИП, то вас может заинтересовать наш материал «ИП и книга жалоб»
— На ваш взгляд, есть ли в бизнесе фатальные ошибки, после которых нереально поправить свое дело?
— Для меня ни одна ошибка не является фатальной. Всегда есть возможность исправить.
Однако я думаю, что надо понимать свой продукт. Лично для меня неприемлемо продавать то, что самому неинтересно и неважно.
Безусловно, надо знать свою целевую аудиторию и работать с ней. Проще, когда работаешь с похожей на себя аудиторией. Это касается именно малого бизнеса, который запускается с нуля, как это было у нас.
Плохо, когда нет инвестиций в маркетинг. Долго так работать не удастся, этот минус вылезет наружу, так как в такой ситуации всегда падают продажи.
Опасно все делать самому. Человек при большой нагрузке выгорает, это сказывается на бизнесе.
Не стоит ждать быстрых результатов при минимальных усилиях. Предпринимательство это про терпение, энергию и постоянную работу. Причем между вложением и результатом всегда проходит время. Быстро ничего не бывает, а руку на пульсе держать надо постоянно.
— Мария, вы подчеркнули важность понимания своей целевой аудитории. А как определить свою аудиторию? Как налаживать с ней коммуникации?
— Совет я дала выше. Проще работать, когда твоя целевая аудитория похожа на тебя, а лично вы считаете свой продукт важным и интересным.
Если это так, то опишите свои особенности и ищите людей, похожих на себя. Таким людям будет проще принять решение о покупке, а вам будет приятнее работать в своем круге людей.
Что касается канала коммуникаций, то выбирайте свой привычный и любимый. Это могут быть соцсети, могут быть личные встречи, а могут быть и какие-то фестивали или конференции.
— А как растить свою лояльную аудиторию. Какими каналами продаж пользуетесь лично вы?
— Лояльная аудитория растет при общении. Необходимо давать людям то, что им интересно. До их решения о покупке, вы должны зарекомендовать себя как эксперта в выбранной отрасли и давать интересную и нужную информацию людям. Я пользуюсь для этих целей Инстаграм. Для моей аудитории этот канал наиболее эффективный. Для других, возможно, будут другие.
— Что вы думаете об ответственности бренда, о которой сейчас много говорят?
— Необходимо брать ответственность за факапы на себя, возмещать убытки, перестраивать свою систему, чтобы минимизировать риск повторения.
— А как находить партнеров и ключевых клиентов?
— Надо интересоваться людьми вокруг и их заботами. Надо думать над тем, чем именно вы можете быть полезными другим.
— Согласны ли вы с утверждением, что предпринимательство – это свобода? Или работа предпринимателя – это 24 часа без выходных и отпусков?
— Оба утверждения верные.
Тут вопрос личного комфорта. Кто-то согласен, чтоб начальник ограничивал его личную свободу, но при этом и вся ответственность лежит на начальнике.
Предприниматель, конечно, свободен распоряжаться собой и своим временем, но и вся ответственность лежит на нем. Всем предпринимателям, кого я знаю, в начале всегда не хватает времени, хотелось бы 48 часов в сутках. Но постепенно, по мере развития, устанавливается подходящий режим. И будет все более-менее спокойно, пока опять чем-то не загоришься.
— Что самое ценное, на ваш взгляд, в предпринимательстве?
— Для меня ценна возможность плыть на своей волне. Когда горит, могу работать целыми днями. Когда нет сил, могу не вылезать из кровати. Монотонность, однообразность, расписание — все это меня убивает. Я наиболее эффективна в формате предпринимательства.
— Какими качествами обязательно должен обладать предприниматель?
— Я думаю, что никаких обязательных качеств нет. Если хочется попробовать, надо обязательно попробовать. А там жизнь покажет, что и где нужно отшлифовать или выкинет на берег.
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Статья была подготовлена для вас порталом Sovcom.pro